Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2019

Дмитрий Месхиев: Можно забыть о петербургской школе кино

27 августа отмечается День российского кинематографа. Но режиссеры Дмитрий Месхиев и Александр Игудин уже встретились с журналистами, чтобы подвести некоторые итоги

«Ленфильм» — как подопытное существо

— Наверное, можно сказать, что ситуация в питерском кинематографе — это маленькая модель того, что происходит с кино по всей стране, — сформулировал Александр Игудин. — Работает «Ленфильм», действует СТВ — прекрасная компания Сергея Сельянова. Ситуация рабочая. Но очень сильно мешает, во-первых, отсутствие нормальных законов о кино. Все время приходится стоять с протянутой рукой. Обращаться к Минкульту, к Фонду кино... Но у них очень странная политика насчет того, какие проекты поддерживать. Рассчитывать на государство тут тяжело. Есть некоторый прогресс, но он идет совсем не такими темпами, которые хотелось бы видеть.

Александр Игудин

Подробнее всего Александр Игудин рассказал о «Ленфильме», на котором ныне является креативным продюсером. По его словам, старейшая киностудия сейчас в сложной ситуации.

— Все смотрят на «Ленфильм» и спорят: восстановится он, нет ли... Как будто какое-то подопытное существо поместили под свет софитов и наблюдают: что будет происходить. Пока что идет восстановление киностудии — стен, фасадов и полов. Я не завхоз студии, но вижу, что в этой области постоянно что-то делается.

Проблемы на «Ленфильме» не только строительные. Сейчас, рассказали режиссеры, довольно тяжелая ситуация с кадрами.

— Мы готовы принимать молодых кинематографистов, но уровень их подготовки просто пугает. Они подкованы теоретически. А когда сталкиваются с практикой, понимают, что все эти годы их учили какой-то другой профессии. Максимум они могут, как в старые годы, сбегать за квасом или сигаретами для старшего товарища, — говорит Александр Игудин. — У меня в прошлом году на съемках новогодней сказки проходили практику десять студентов четвертого курса СПбГУ КИТ. Они мне сказали, что за все годы своего обучения впервые попали на съемочную площадку... По-моему, это говорит о том, как готовят у нас молодую смену.

Починили потолок, обвалили лепнину

По словам Дмитрия Месхиева, проблема еще и в том, что львиная доля кино делается в Москве, а до Петербурга государственные деньги почти не доходят.

Дмитрий Месхиев

— Сюда попадают редкие проекты. В основном снимаются дешевые сериалы, — сказал режиссер. — И я вижу, что мы уже теряем петербургское кино. Утрачена преемственность поколений. Можно уже забыть о петербургской школе, о том, на чем воспитывался я. Взрослых снимающих режиссеров у нас — единицы. А известных осталось трое. Это Александр Сокуров, Сергей Снежкин и ваш покорный слуга. Остальные уехали в Москву.

Хотя и сейчас, заметили кинематографисты, кино в Петербурге делается. В этом году «Ленфильм» впервые за последнее время запустил собственное производство. Киносказка «Самый рыжий лис» уже монтируется. Снимается картина «Трек» — очень искреннее зрительское кино, наследница таких картин, как «Влюблен по собственному желанию». А фильм «Контрибуция» сейчас проходит период подготовки.

— То, что «Ленфильм» стал делать картины, — слава богу, честь и хвала. Но если мы хотим возродить петербургское кино, нужно что-то по-настоящему менять. Минкульту стоило бы выделить отдельные квоты для «Ленфильма» и для независимых питерских продюсеров. Вот тогда мы смогли бы как-то восстановить ситуацию, — подчеркнул Дмитрий Месхиев.

Киносказка «Самый рыжий лис» уже монтируется.

Денег ожидает не только «Ленфильм», но и другие кинообъекты. Вспомнили о проблемах Дома кино: ремонт большого зала там затянулся до трагической неопределенности.

— Мы несколько лет добивались ремонта фойе и воссоздания исторического стеклянного потолка, — рассказал Дмитрий Месхиев. — Назначенная КГИОП компания потолок восстановила, но обрушила всю лепнину вокруг. И зал пока стоит закрытый — вот уже почти год мы пишем письма властям. Зрителей нам приходится пускать в два малых зала, мест периодически не хватает.

Зэки скажут «Черт возьми»?

Коснулись проблем не только город­ских, но и общегосударственных. Например, поговорили об известной ситуации с прокатными удостоверениями, которые теперь рискуют не получить многие фильмы из-за содержащейся в них обсценной лексики.

— Если деньги мне дал некий частный капиталист и сказал: «Дима, сними-ка мне вот это», я же обязан снять то, что он хочет? Обязан! — риторически воскликнул Дмитрий Месхиев. — И если государство выделяет деньги на кино — оно, естественно, ожидает получить тот продукт, который ему нужен. Я не против прокатных удостоверений. Просто над этой проблемой должны работать профессионалы. А то у меня создается ощущение, что многие законы принимаются людьми, которые вне проблем кино. Два с половиной года назад мы говорили про закон о кино со Станиславом Говорухиным. И он даже инициировал парламентские слушания. Но было очень много популизма со стороны депутатов. И пока, насколько я понял, всерьез ничего не началось. На разработку такого проекта нужны деньги. А кто будет платить — непонятно.

Дмитрий Месхиев признался: он даже не против некоторой цензуры в кино. Но только она должна быть не похожа на последний закон о мате.

— Этот глупый закон получился с фигой в кармане, — рассказал он в ответ на нашу просьбу уточнить. — Нецензурную лексику в нашей стране используют 95 процентов населения. Я думаю, что сами люди, издавшие этот закон, мат используют гораздо чаще, чем многие кинематографисты, вставляющие в свои фильмы редкие матерные слова. Давайте не будем лукавить! Ведь мы же с вами знаем, как у нас разговаривает молодежь. А если я буду снимать картину про места заключения — что, зэки там у меня будут «черт возьми» говорить? Такие законы нужно принимать чрезвычайно осторожно. Ведь что произошло с «Левиафаном» Андрюши Звягинцева? Он получил мировое признание, его в Канне наградили именно за сценарий, в котором эти самые слова написаны. И тут наши депутаты выпускают такой закон. Понятно, что пришлось поднимать скандал. Картину все равно пропустили. Но зачем тогда нужны безапелляционные законы, которые приходится через скандалы обходить?

Напоследок разгребли хозяйственные проблемы и все-таки коснулись творчества. Дмитрий Месхиев рассказал о своей текущей кинодеятельности: сейчас он работает над фильмом «Батальон смерти», повествующим об отряде Марии Бочкаревой, сражавшемся на фронте Первой мировой. Главную роль в картине сыграла актриса Мария Аронова.

— Мы заканчиваем постпродакшн и озвучание фильма. К сожалению, не успеем до конца года его выпустить, не попадаем в юбилей начала войны. Но, учитывая то, что война шла почти четыре года, время у нас еще есть. Думаю, что зимой 2015 года картина выйдет на экраны, — предположил он. — Это будет большое, смотрибельное и, надеюсь, коммерчески успешное кино — кинище даже. Очень масштабное: в кадре бывают по 150 человек и больше. Я бы сказал, что это — ода русской женщине.

Вот таких кассовых картин, считает Дмитрий Месхиев, и не хватает россий­скому кино — а значит, им нужно уделять особое внимание.

↑ Наверх