Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Снегурочки бывают опасными

Режиссер Дмитрий Светозаров снимает новое кино. Несказочное

Группа зябко переминающихся людей на углу набережной канала Грибоедова и Итальянской улицы — это не попрошайки, не раздатчики рекламных проспектов и не заблудившиеся туристы. Это съемочная группа полнометражного фильма «Снегурочка», работающая над очередной сценой. 

Как говорили древние, «nomen est omen», или, по-нашему, «как вы яхту назовете — так она и поплывет». Назвали фильм «Снегурочка» — вот и пришлось целый месяц, пока идут съемки, актерам и киношникам мерзнуть на улице. А вместе с ними сегодня мерзнем и мы, корреспонденты «Вечёрки».

Дмитрий Светозаров: «Женщина — Мефистофель в юбке»


Название, однако, может быть и обманчивым. Те, кто думает, что «Снегурочка» — это какая-нибудь очередная сказочная (и сказочно глупая) комедия или, в крайнем случае, пересказ пьесы Островского на современный лад, — ошибаются. Фильм — о встрече профессора и молодой девушки, которая работает на катке в торговом центре. «И существенного хеппи-энда не ожидается», — сообщают люди из съемочной группы.

— Едут, едут!! — кричат озябшие, радуясь, что работа наконец пошла.

Снимают проезд от Невского по набережной канала и поворот на Итальянскую. Черный автомобиль едет медленно, но внутри разглядеть кого-то, прямо скажем, трудно. Впереди — полиция и киношный фургон. Сзади бибикают какие-то раздраженные затором автомобилисты, не имеющие отношения к кинематографу.

Откуда-то появляется совсем не замерзший режиссер картины Дмитрий Светозаров.

— Мы снимаем «Снегурочку» на «Студии АСДС». Спонсирует эту работу Госкино, и мы надеемся на помощь городской администрации, которой я заранее уже благодарен за получение небольшого, но лакомого финансового куска. Пусть вас не смущает новогодне звучащее название «Снегурочка» — это очень драматичная и даже трагическая история. 

Здесь два героя. Один — стареющий профессор, историк архитектуры. Он пользуется безукоризненной репутацией неподкупного, высоконравственного питерского интеллигента. Но под воздействием внезапно постигнувшей его любви профессор ставит крест на своей карьере и деградирует как личность.

Его искусительница — совсем молодая, 20-летняя девушка. Это, конечно, не набоковская «Лолита», но здесь есть некий отсыл к ней.

Известный петербургский актер Валерий Дегтярь, красавец и спортсмен, выступает в неожиданной «возрастной» роли

Может быть, это звучит нескромно, но в обеих этих ролях мне удается сделать маленькие открытия. В роли профессора — Валерий Дегтярь, наш замечательный театральный актер. Это первая его большая драматическая роль в кино. В роли девочки вы увидите Анну Хилькевич. Это совсем юная еще московская актриса, которая пока известна по ролям в сериалах «Универ» и «Барвиха». Это, пожалуй, первая большая ее роль. Мне кажется, что мы открыли многообещающую кинематографическую героиню.

В литературоведении есть теория 12 бродячих сюжетов, которые лежат в основе большинства произведений литературы — и кинематографа. А наш фильм — 13-й сюжет, вечный, как сама жизнь на этой планете. Это история несчастной любви. Но такой, которая не облагораживает, не возвышает мужчину — а разрушает его. Разрушительная сила любви — вот о чем наша история.

Есть представление, что мы живем в мире, которым правят мужчины. Я считаю, что миром правят женщины. Что женщина — это Мефистофель в юбке, который искушает мужчину, толкая его не только на подвиги и дела благородные, но и на дела аморальные, а то и преступные... 

Анна Хилькевич: «В кадре не чувствуешь холода»

Съемки остановились, и герои согласились попозировать журналистам. Валерий Дегтярь хмуро улыбался в камеру и, в общем, не горел желанием общаться. Зато Анна Хилькевич — напротив. И даже пригласила погреться в теплый актерский вагончик-гримерку.

— Замерзли, Снегурочка?
— Вы знаете, очень! Особенно сегодня. Правда, у нас прекрасная команда, которая надевает на нас валенки и всячески утепляет. А когда ты в кадре — не чувствуешь холода. Как это объяснить — не знаю.

— Вам, или вашей героине, тут уже приписали всякие сверхъестественные свойства. Назвали Мефистофелем в юбке... А как вы осмысляете эту историю? Ваш персонаж — все-таки отрицательный, «искуситель»?
— Всякая актриса склонна оправдывать свою героиню. Я понимаю, почему она так поступала. Она, конечно, хитрая, выстроила план действий. У нее нет цели устроиться как можно лучше. Просто она успешно пользуется обстоятельствами, когда они складываются в ее пользу.

— Ее можно назвать роковой женщиной?
— У нее есть такое злое «я». И оно побеждает.

— А вы...
— Я не могу сказать, что похожа на нее. Но я тоже могу воспользоваться обстоятельствами и рискнуть — после того, как все взвешу. Я Весы по гороскопу...

— Вам тяжело входить в такую драматическую роль после позитивных сериалов?
— Нет! Все мое нутро просит чего-то такого. В комедиях вообще-то играть сложно, сложней иногда, чем в драме. Природа юмора так неуловима, что сложно попадать в ритм, в темп. Но там я себя давно нашла. А теперь  обнаружила себя и в драме. 

Андрей Сигле: «Музыку писать придется»

Так же незаметно, как появился, режиссер исчезает в метели, а на его месте появляется продюсер картины Андрей Сигле.

— Идею этой картины мы с Дмитрием Иосифовичем вынашиваем уже давно. Это очень кинематографическая история. Тема — вечная: людские взаимоотношения. Сейчас недостает такого кино. Кинематограф в наши дни — это аттракцион, фэнтези, ужастики и комедии. А это кино — триллер. Он, безусловно, заставит думать, оценивать поведение наших героев в нестандартной ситуации. Кинематограф должен воспитывать зрителя, показывать ориентиры...

— А это о том, «как не надо»?
— Да. У меня тоже вот есть такие сверстники, которые уже поменяли своих жен — и не по одному разу. А потом уже не могут остановиться и катятся дальше... Так что это вполне жизненная и где-то даже банальная история о чувствах зрелого мужчины к молодой девочке.

Но вообще сценарий — очень добротный. Его автор — Аркадий Тигай, написавший сценарии «Окно в Париж» и «Поцелуй бабочки». Он замечательный драматург, каких стало очень мало в России. 

— Музыку вы будете писать?
— Придется, — усмехается Андрей Сигле. — Я пишу музыку ко всем фильмам Светозарова.

— Но вы еще и продюсер. Каков бюджет картины?
— Полтора миллиона долларов. Для нынешнего кино, которое претендует на самоокупаемость и даже на какой-то заработок, это вполне разумные деньги. Вот за съемки в центре города приходится платить ГИБДД еще какие суммы — вполне официально, — вздыхает продюсер. — Вообще кинематографический имидж упал ниже плинтуса. Вот, помню, в девяностые мы делали «Ментов» — там снимай где хочешь. А сейчас любая бабулька тебе скажет: «Чего это вы снимаете во дворе? В ТСЖ разрешение получили?» Они же думают, что киношники все зажрались, гребут доллары...

— Нам сказали, что съемки начали сразу после новогодних праздников и закончат в начале февраля — меньше месяца. Почему все делается в такие рекордные сроки?
— Просто главные затраты в кинематографе — это затраты на съемочный период. Чем лучше он организован, чем плотнее график съемок, тем это выгодней экономически.

— Где проходят съемки?
— Снимаем только в Петербурге и в пригородах. Это кино — питерское. А мы  питерские кинематографисты, чем гордимся. 

Знаете, на главную роль пробовался Леонид Ярмольник, очень хотел работать, горел этой идеей. Но ничего не получилось — и это закономерно. Потому что история питерская, и взгляд на нее совершенно здешний, интеллигентский. 

У нас с Москвой разный подход к процессу. Наверное, мы здесь просто отстаем от московской стремительности. Лучше уж мы в своем болотце потихонечку...

Светозаров все время выбирает «непарадную» натуру Петербурга. Это еще одна из основ сюжета, кстати: ведь главный герой — градозащитник, правильный человек, отстаивающий свои идеалы. Но ради этой мнимой новизны он оставляет семью, отказывается от своих принципов. А результат... нет, я не буду рассказывать финал истории.

На съемках Анне Хилькевич пришлось не раз пройтись по морозцу — и превратиться в роковую Снегурочку

«Снегурочка». Драма. 

Режиссер — Дмитрий Светозаров, продюсер и композитор — Андрей Сигле, автор сценария — Аркадий Тигай. 

В главных ролях: Валерий Дегтярь (Нечаев), Анна Хилькевич (Светлана-Снегурочка) и Ирина Полянская (Лена, жена Нечаева).

 

 

↑ Наверх