Отражение отражения отражения
До 30 июня «Lazarev Gallery» представляет выставку Михаила Шемякина «Трансформация Пикассо»
Тему Шемякину «подсказал» сам Пикассо: в 1930-е он, отойдя от кубизма, обратился к интерпретации произведений классиков европейской живописи. А в 1980-е Шемякин трансформирует произведения самого Пикассо и других современных художников.
Трансформация Пикассо №33. 2013.
Но на выставке мы увидим не те, а новые работы, выполненные в технике жикле (высокотехнологичная художественная печать на холсте и бумаге, позволяющая достоверно передавать не только цвет, но и фактуру).
«Все эти композиции уже однажды были созданы, — рассказала журналистам директор галереи Мария Лазарева, — а потом Михаил Михайлович пересоздал их в технике жикле. Для этого каждая работа была сфотографирована и заново раскрашена, так что это полноценная авторская работа, и других авторских оттисков больше не будет».
В основном Михаил Шемякин переосмысливает и перерабатывает женские портреты Пикассо — те самые, загадочно глядящие на зрителя глазами, смещенными на одну сторону. Ценители творчества Шемякина помнят, что «Трансформации» 1980-х представляют собой рисунки на светлом фоне карандашом, тушью, акварелью. Они менее ярки, более интимны, чем работы Пикассо, производят впечатление некой интеллектуальной штудии. Современные работы, наоборот, полны драматизма: довольно сдержанный у Пикассо плач «Плачущей женщины» превращается в интерпретации Шемякина в крик-рыдание. Больше в них и декоративности: краски яркие, контрастные. Присутствует и элемент шутки, игры: одну из шляп (в оригинале — соломенное канотье) украшает… кот, тоже позаимствованный у Пикассо, только из другой картины. Правда, у Пикассо кот поймал птицу, а у Шемякина, плотоядно ухмыляясь, переваривает рыбку в животе.
Как у Пикассо, так и у Шемякина основные мотивы — маска и карнавал, отражение и преломление. Серия «Трансформация Пикассо» представляет собой как минимум тройное отражение (оригинал Пикассо, первая и вторая трансформации Шемякина), а иногда и отражение в четвертой степени: Пикассо, как уже было сказано выше, переосмысливал многие произведения классической живописи — например, «Менины» Веласкеса.