Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

До последнего политзаключенного

В театральном зале Музея Ахматовой 27 февраля в 19.00 сыграют спектакль «Вятлаг» по дневникам узника одного из лагерей системы ГУЛАГ — латышского крестьянина Артура Страдиньша

Режиссер спектакля Борис Павлович декларирует свое намерение играть этот спектакль до того момента, пока в России не останется ни одного политического заключенного.

Спектакль «Вятлаг» родился недалеко от тех мест, где ни в чем не повинный латыш Страдиньш отбывал наказание, — в городе Вятке (с 1934 года — Киров). Режиссер Борис Павлович руководил там Театром на Спасской, полностью его преобразив, превратив в центр не только культурной, но и социальной активности горожан. «Вятлаг» — совместный проект Театра.doc и Драматической лаборатории Бориса Павловича, которую он вел в местном университете. Создатели спектакля предлагают зрителям проследить день за днем единственный год из тех десяти, который Страдиньш провел в неволе, — 1942-й.

Борис Павлович читает дневники политзаключенного Страдиньша.

По словам Павловича, дневник этот ему принесли вятские историки. Но главным импульсом для создания спектакля стал тот факт, что в КПЗ по «Болотному делу» оказался один из учеников Бориса Павловича по Драматической лаборатории — Леонид Ковязин. Он приехал в Москву, чтобы поступить в Школу документалистики Марины Разбежкиной. И поступил. И на митинг отправился как будущий режиссер-документалист, а не как протестант. Однако его объяснений никто не стал слушать. Девушка Ковязина, Евгения Тарасова, узнав о беде, отправилась в Москву: они поженились прямо в тюрьме, пока Леонид находился под следствием.

С тех пор Борис Павлович читает со сцены дневники Страдиньша, а Евгения Тарасова присутствует тут же, на сцене, как свидетель сегодняшних событий. «Я это называю антиспектакль, — рассказал Борис Павлович. — Там нет никакого драматизма. Я к «Вятлагу» отношусь не как к театральной, а как к человеческой акции. Мы играли «Вятлаг» в Москве, Петербурге, Кирове, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Петрозаводске, Ярославле, Вологде, Перми. У меня такое правило: если я в какой-то город еду на постановку или на гастроли, то сразу организую там показ этого «спектакля». Мне хочется, чтобы люди не забывали, что невиновные сидят в тюрьме». Иногда Евгения по каким-либо причинам не может выбраться туда, где идет «Вятлаг» (она по-прежнему живет в Кирове), тогда на сцене рядом с Борисом Павловичем оказывается Ольга Павлович, жена режиссера, — так случится и в этот раз.

↑ Наверх