Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Добровольцев накормят бесплатно

В Петербурге начались Дни донора

Акция проходит с 9.00 до 13.00 в помещении Городской станции переливания крови на Московском проспекте, 104, и продлится до 29 марта. Кровь возьмут у всех — добровольцы должны принести с собой только паспорт (информацию можно уточнить по телефону 635-68-85). Доноры, решившие сдать кровь, получат бесплатный обед.

Новый закон Минздрава предполагает развитие платного донорства, особенно на выезде. Но надо понимать, что в этом случае доброволец не станет почетным донором


Раньше донор мог получить 450 рублей за сдачу крови. Сейчас ситуация поменялась. Новый Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» сделал акцент на бесплатной сдаче крови, как это происходит во многих странах мира.

Для паники повода нет

Новички в донорском деле получают не деньги, а «натуральное питание», на денежную компенсацию они смогут рассчитывать только через год после трех-четырех кровосдач — вместе с талоном на питание.

«У петербуржцев поводов для паники нет, — считает депутат Законодательного собрания Людмила Косткина. — Конечно, нужно организовать выездные мобильные бригады, усиливать пропаганду донорства, рассказать добровольцам о правах доноров, о том, что они могут получить деньги, но в этом случае не станут почетными донорами и не будут иметь льгот».

Сейчас в Петербурге 6 тысяч почетных доноров, а кадровых — 20 тысяч плюс еще 40 тысяч тех, кто отметился на станции переливания крови один-два раза. Кадровые доноры получают свои 524 рубля за каждую кровосдачу (за сдачу плазмы — больше, а за редкие компоненты можно получить до 3 тысяч рублей, то есть 0,5 прожиточного минимума). А вот льготы донорам начинают действовать только после 40 кровосдач, то есть через 10 лет. Так что главной проблемой по-прежнему остается поиск добровольцев, чтобы спасти как можно больше жизней... 

Мировые стандарты донорам не указ 

Пока 62 государства культивируют у себя бесплатное донорство, пропагандируя его как благородную миссию. Почти вся Европа безвозмездно сдает кровь — и не жалуется на ее нехватку. В тренде и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), порекомендовавшая всем странам к 2020 году перейти на добровольное безвозмездное донорство. Таковы мировые стандарты, к которым нас и приближает закон Минздрава.

Но не все с этим согласны. В частности, сами доноры: они не стали разбираться в законотворческих дебрях и проявили чисто конкретное недовольство тем, что денежную компенсацию, которую они получали за сдачу крови, заменили бесплатной кормежкой. Хотя на самом деле закон оставляет им право на получение денежных сумм, только тогда добровольцу уже не светит статус почетного донора.

Пока суд да дело, количество первичных доноров резко сократилось, и Петербург, которому требуется 50 тонн крови ежегодно, стал испытывать проблемы.

Петербург своих доноров не обижает

Глава постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению ЗакСа Людмила Косткина, сама не раз сдававшая кровь, считает, что ситуация с донорством постепенно налаживается.

«Новый закон предполагает новую систему работы, а все новое — это всегда какой-то период становления, — рассказала «Вечёрке» Людмила Андреевна. — Хуже это или лучше — трудно сказать, ведь кадровые петербургские доноры (те, кто сдавал кровь три-четыре раза и вошел в реестр) не пострадали: они как получали 524 рубля за каждую кровосдачу в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга, так и получают, другое дело, что такая же федеральная сумма теперь идет на натуральное питание». 

И действительно, в приказе Минздрава говорится о том, что донору положен обед, который можно заменить и сухим пайком. И это уже стало головной болью для руководства станций переливания крови, которым нужно думать, как накормить или обеспечить сухим пайком добровольцев.

Есть еще одна проблема: кадровые доноры теперь охотнее пойдут в те городские больницы, где они могут получить и денежную компенсацию, и обед, в то время как в федеральном учреждении рассчитывать приходится только на обед. Если, например, петербуржцу должны сделать операцию в ФГБУ НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова и ему срочно нужна кровь, то пациент оказывается в заведомо худшем положении, чем если бы он лежал в городском онкологическом диспансере — просто потому, что кадровых доноров туда придет меньше. Им ведь не будут платить компенсацию, хотя НИИ имени Н. Н. Петрова — одно из лучших учреждений этого профиля в стране.

«Сдавай кровь хоть 16 раз, но льгот ты не получишь»

«Нужно больше работать с людьми, возобновлять донорские советы, проводить дни донора, — дает свой рецепт стимулирования сдачи крови Людмила Косткина. — Ведь как было раньше? Когда проводились организованно дни донора и станция переливания приезжала в студенческий коллектив, там стояли очереди! И сказать, что все просили денег, не могу: это была добровольная сдача крови. А сейчас в городе подобная работа затихла. И мы в своем обращении написали губернатору, что районные донорские советы не так активно сейчас работают».

Между тем новый закон Минздрава предполагает развитие платного донорства, особенно на выезде. Но надо понимать, что в этом случае доброволец не станет почетным донором со всеми вытекающими из этого положения льготами.

«Сдавай хоть 16 раз, но льгот ты не получишь, — поясняет Людмила Андреевна и сама задает вопрос: — Вот вы говорите, нам крови не хватает, а сколько крови уходило в никуда только потому, что ее нельзя было использовать, ведь ее сдавали бомжи, гастарбайтеры? Она не годилась, и никто об этом не говорит!»

По мнению Людмилы Косткиной, нужно ездить по предприятиям, по вузам, где есть крепкие, здоровые молодые ребята, и вовлекать их в донорство. Для этого нужны еще хотя бы две мобильные станции, а их пока только три. И кстати, в приказе Минздрава четко написано: все первичные «выездные» оплачиваются, что тоже должно стимулировать добровольцев.

↑ Наверх