Долгая дорога к храму
Сенной площади вернут историческую доминанту
«Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» — такой вопрос задает героиня известного фильма, и действительно в старину обживать новое место начинали со строительства церкви. Одним из первых капитальных строений на Сенной площади также была церковь. В начале XVIII века на территории современной площади находилась чащоба, кишащая змеями, в народе она считалась гиблым местом. Когда здесь появились первые торговые ряды, купцы и местные жители на свои пожертвования купили готовую деревянную церковь на Выборгской стороне и перенесли ее сюда. Церковь, получившая название Спасской, а позже Успения Пресвятой Богородицы (в народе ее продолжали именовать еще и Спасом-на-Сенной), неоднократно перестраивалась разными архитекторами. К концу XIX века она была преобразована в собор, который стал одним из самых величественных строений в центральной части города. По высоте шпиля колокольни он уступал лишь Петропавловскому собору. Храм пользовался большой популярностью в народе, так как был одним из немногих построенных не по указанию императорского двора на казенные деньги, а по инициативе и на средства простых горожан и купечества.
Храм Спаса-на-Сенной незадолго до сноса.
В советское время — в 1961 году — церковь снесли. А в начале девяностых началось движение общественности за ее восстановление. Долгое время считалось, что это невозможно, так как часть сохранившегося фундамента храма вклинивается в объем станции метро «Сенная площадь». Но в конце концов удалось убедить власти в том, что при определенных условиях храм возродить можно. Под занавес своего губернаторства Валентина Матвиенко одобрила предложенную концепцию его воссоздания, предполагающую сохранение павильона метро. Однако еще какое-то время процесс оставался на стадии обсуждения. И вот сегодня народная мечта наконец-то реально начала осуществляться.
Женщина принесла кирпич, который хранила более 50 лет.
— После того как собор будет построен, Сенная площадь вновь обретет утраченную историческую архитектурную доминанту. Силуэт храма будет «окормлять» все окружающее пространство и вместе с сохранившимся на другой стороне Садовой зданием гауптвахты станет как бы вторыми воротами в центральную часть города, на Невский проспект, как и было раньше, — рассказывает отец Михаил Малюшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной). — К тому же согласно градостроительным планам здесь будет возведен «Пик-2» — вторая очередь торгово-развлекательного центра, фасад которого планируется выполнить в традиционных формах. Он закроет собой «стекляшку» «Пика-1», диссонирующую с окружающей старинной архитектурой. Таким образом, площадь обретет облик, приближенный к историческому.
После сноса церкви в 1961 году остался только фундамент.
По словам отца Михаила, когда год назад был возрожден приход Спаса-на-Сенной, горожане буквально засыпали его обращениями, звонками, письмами. Люди спрашивали, чем помочь, передавали какие-то материалы. Одна женщина принесла кирпич, который подобрала после того, как храм взорвали, и хранила его более 50 лет. Теперь этот кирпич ждет своего часа, когда будет встроен в новую церковь. Известный архитектор профессор Смирнов передал приходу обмеры частей храма, которые сделал вместе с другими специалистами буквально накануне его разрушения (кстати, по его воспоминаниям, после взрыва обрушившаяся колокольня лежала на земле почти целой), и теперь архитекторы имеют реальное представление о размерах храма.
По отзывам на сайте прихода в Интернете тоже понятно, что люди хотят видеть площадь такой, какой ее помнит старшее поколение, а более молодые знают по рассказам мам, бабушек и дедушек.
Каким будет собор? Как уже говорилось, церковь много раз перестраивалась, поэтому встал вопрос о том, здание какой эпохи воссоздавать. Тщательно изучив исторические и архитектурные материалы, специалисты пришли к выводу, что правильнее будет воссоздать храм в том виде, каким он был в конце XIX века, — без пристроек, которые появились позже и заметно исказили его первоначальный облик.
Справедливости ради стоит заметить, что в то время, как в Москве утверждена программа, в соответствии с которой в ближайшие годы будет построено 200 православных церквей, в Северной столице даже не планируется ничего подобного. При этом, по словам отца Михаила, восстановление Спаса-на-Сенной будет не менее значительным событием для нашего города, нежели строительство храма Христа Спасителя для столицы.
Храм займет на Сенной площади прежнее место.
Станцию метро «впишут» в церковь
Помощник настоятеля прихода воссоздаваемой церкви Алексей Кузнецов показывает разработанный альбом концепций — набор архитектурных тезисов и идей, которые станут основой будущего проекта храма. Чертежи наглядно демонстрируют, что главный замысел архитекторов заключается в том, что реконструированная станция метро «Сенная площадь» будет «интегрирована», проще говоря, встроена в южную часть (неф) храма, вход в павильон метро будет с улицы, а расположенный рядом выход из павильона включается в объем проектируемого ТРК «Пик-2».
— Технически эта задача вполне выполнимая, — рассказывает Алексей Кузнецов, — к тому же ни функционально, ни архитектурно тесное соседство со станцией метро храму особо не повредит, так как возможно будет в полной мере воссоздать его силуэт.
Однако для того, чтобы разработать реальный архитектурный проект храма, необходимо собрать стандартный пакет исходных данных, и тут, по утверждению архитектора Олега Бумаженко, начинается самая сложная и кропотливая работа.
— Дело в том, что пятно застройки храма и его сохранившиеся фундаменты по каким-то прямо-таки мистическим причинам нигде, ни в каких документах не зафиксированы, — рассказывает он. — То есть все знают, что фундаменты есть, знают, что они являются вновь выявленным объектом историко-культурного наследия, но документально это не подтверждено должным образом. Поэтому теперь, для того чтобы определиться с пятном застройки храма, необходимо провести археологические исследования, и нами наконец-то получено задание КГИОП на такие исследования и дальнейшее проектирование. Сейчас первостепенная задача — согласовать со всеми заинтересованными сторонами сроки и условия их выполнения. Понятно, что полностью вскрыть фундамент храма, обступающий павильон предельно загруженной станции метро, нам никто не даст, значит, нужно разрабатывать какую-то специальную методику для проведения археологических исследований. Параллельно приходится решать и другую важную задачу. Пока что для квартала, на территории которого будет воссоздан храм, не утвержден проект планировки территории (ППТ), то есть не определены границы земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости, соответственно ни у кого из застройщиков нет формальных прав для операций с этими участками.
В свое время мы настояли на том, чтобы в разрабатываемом ППТ был выделен участок под храм, раньше его вообще не было, — продолжает Олег Бумаженко. — Вторая задача, над которой мы сейчас работаем совместно со всеми застройщиками территории Сенной, в частности с ЗАО «Советник», которое будет возводить «Пик-2», и Петербургским метрополитеном, — сформировать этот новый земельный участок, который позволил бы безболезненно для всех утвердить наконец проект планировки территории. И мы готовы искать приемлемые компромиссы по всем вопросам.
Иконостас храма считался уникальным.
Способен ли город на красивый жест?
Пожалуй, самой трудной для архитекторов воссоздаваемого храма сейчас представляется проблема, связанная с инженерными коммуникациями. За прошедшие 50 с лишним лет с момента сноса храма то место, где он находился, опутала сеть инженерных коммуникаций: здесь проходят газопровод, водопровод, канализация, кабели связи, электрокабели и т. п. Понятно, что все это необходимо убрать, чтобы начать строить церковь. Как утверждает Олег Бумаженко, консультации с «Ленгипро-
инжпроектом», который разрабатывает реконструкцию инженерных сетей Сенной площади, подтверждают, что вынести коммуникации из пятна застройки храма можно. Однако для этого нужны огромные деньги — чуть ли не сотни миллионов рублей.
— Поскольку в данный момент и земля, и сохранившийся фундамент церкви находятся в собственности города, читай — государства, которое когда-то разрушило храм, а затем наплело на его месте инженерные сети, по логике оно и должно взять на себя проведение работ по подготовке площадки, — полагает настоятель Спаса-на-Сенной. — Некоторые чиновники предлагают приходу стать заказчиком работ по выносу сетей, но это невозможно по той причине, что, с одной стороны, как уже говорилось, и сохранившийся фундамент, и земельный участок сейчас принадлежат городу. А с другой — у прихода просто нет на это средств. Ведь он только-только создан. Было бы красивым и справедливым жестом со стороны города вернуть церкви участок, освобожденный от всего того, что там появилось после разрушения храма.
Этот вопрос архитекторы намерены вынести на очередное совещание рабочей группы, которая занимается вопросами, связанными с восстановлением храма. Она была создана при городском правительстве по распоряжению Георгия Полтавченко. В нее вошли представители всех заинтересованных профильных комитетов. Первое заседание рабочей группы состоялось в марте, сейчас идет подготовка ко второму, которое, как ожидают в приходе восстанавливаемого храма, должно стать в некотором смысле решающим, то есть позволить всем участникам проекта перейти от слов и обсуждений к реальным делам.
Такой должна быть восстановленная церковь по замыслу архитекторов.
P. S. Автор публикации не случайно подробно вникла во все технологические тонкости, связанные с воссозданием Спаса-на-Сенной. Это — не просто рядовая стройка. Храм будет возводиться не только на деньги крупных инвесторов, но и на пожертвования горожан, а значит, они вправе получать полный отчет о том, как движется процесс. Наша газета обязуется регулярно и подробно информировать горожан о восстановлении храма.
Даты и факты
Первая деревянная церковь на Сенной площади во имя Спаса Происхождения Честных Древ была освящена 18 июля 1753 года. В том же году началось строительство каменной церкви архиепископом Сильвестром. Она создавалась на средства богатого откупщика Саввы Яковлева (Собакина). Архитектором в старину считался Ф. Б. Растрелли, в настоящее время более вероятными авторами проекта признаются А. В. Квасов или, по мнению исследователя истории застройки Сенной площади Зои Юрковой, Трезини, хотя некоторые авторы не исключают участия Растрелли.
5 декабря 1765 года состоялось освящение главного придела пятиглавого храма с высокой колокольней.
Вскоре после постройки неравномерная осадка здания привела к повреждению колокольни. В 1816 — 1817 годах архитектор Л. Руска создал проект частичной переделки здания, соединив вместе теплую и холодную церкви. В 1867 — 1873 годах были проведены работы по капитальной переделке верха храма и колокольни: деревянные конструкции заменены кирпичными, изменена форма глав и переделаны портики.
Новые работы по реконструкции храма — с его расширением и устройством дополнительных приделов — были проведены в начале 1900-х. И в результате этого комплекса переделок, по мнению некоторых современников, архитектура здания утратила свою целостность.
Фото предоставлены настоятелем храма Спаса-на-Сенной о. Михаилом
Метки: Про Петербург Архитектура Христианство Истоки Из первых рук Курьёзы
Важно: Правила перепоста материалов