Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Дом Абазы защищают соседи

Петербуржцы осваивают новые методы сохранения исторического центра

Соседи идущего на снос дома Абазы и градозащитники создали прецедент в Петербурге. Догадавшись за несколько лет борьбы (выливавшейся в художественные акции, собрания, переписку с губернатором города в «Твиттере»), что обещания первых лиц города «разобраться» вовсе не означают отмены намерений застройщика, они заказали и сами оплатили государственную историко-культурную экспертизу этого здания XVIII века. И теперь уже не «общественное», а экспертное мнение рекомендует включить дом на Фонтанке, 23, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Если это произойдет, город будет обязан поставить дом под охрану.

— И сохранять придется все: от общей объемно-пространственной композиции домовладения до сандриков и филенок на фасаде, — поясняет Людмила Зверева, жительница квартала, в котором расположен дом Абазы, она же — представительница жильцов-заказчиков.

31 января результаты госэкспертизы сданы в КГИОП — городскому охранному ведомству придется их рассмотреть.

— История борьбы за этот дом тянется с 2005 года, — напоминает Антонина Елисеева, координатор движения «Живой город», ставшего созаказчиком экспертизы. — Тогда был разработан проект полной реконструкции под гостиницу с подземным паркингом. Сейчас застройщик обещает паркинг в цокольном этаже, но все равно от старого здания он намерен оставить только имитацию фасада.

В центре города, особенно на набережных, старые дома стоят, буквально подпирая друг друга. Снос, котлованы, сваи в одном месте обеспечивают эффект домино всем соседям — это уже доказано разрушением нескольких домов на Невском проспекте. В прошлом году снесли так называемый Литераторский дом на углу Фонтанки и Невского — трещины активно прорисовались в соседнем Доме журналиста, как раз по свежей реставрации.

 

Музыкальный салон хозяйки дома певицы Юлии Абазы был центром притяжения творческих людей в Петербурге в 1870 — 1880-х годах..

Снос на Фонтанке, 23, может ударить по более серьезному памятнику — соседнему Шуваловскому дворцу. И по тем домам, что уходят вглубь квартала, к Караванной улице. Например, по особняку на Караванной, 22. Его владельцем был автор первого гимна России Алексей Львов, воплотивший в музыке стих-мольбу Жуковского «Боже, царя храни». Дом, драгоценный по всем параметрам. Вот его жильцы теперь и требуют от застройщика страхования своих квартир по коммерческой стоимости.

 

— Из стройнадзора нам отвечают, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное страхование квартир, примыкающих к стройплощадке, но мы будем добиваться этой страховки, — обещает Людмила Зверева.

Сейчас застройщик обосновывает неизбежность сноса тем, что старенькое здание не подходит для современной гостиницы по противопожарным, эстетическим и прочим нормативам. Переходы-коридоры узки, ни в какие нормы современных гостиниц не вписываются, пояснял жильцам на собрании в конце января представитель инвестора.

— Если дом станет охраняемым памятником — от гостиницы уже не будут требовать современных нормативов по инсоляции, звукоизоляции и так далее, так что застройщику будет даже проще, — подсказывает Антонина Елисеева.

А узкие коридоры постояльцы вполне простят и даже ими насладятся, потому что только подлинный дом будет осенен духом таких своих завсегдатаев, как Чайковский или Достоевский. Место в реестре объектов культурного наследия дом на Фонтанке, 23, заслужил и потому, что здесь в 1878 году впервые исполнили «Евгения Онегина» Петра Чайковского.

Алла ДМИТРИЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх