Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Дом композитора просит защиты

В исторический особняк на Большой Морской, 45, намерены вселить федеральное ГУП «Электронные торги и безопасность»

Ординарная площадка
Сейчас это федеральное предприятие, которому в октябре исполнилось два года, располагается на Петроградской стороне, на Ординарной улице, в двухэтажном дворовом флигеле.

— Что было здесь прежде? — переспросил корреспондента «ВП» местный житель в возрасте. — Разве сами не видите — это типовой детский садик.

Ординарная ул., 20-б, на Петроградской стороне — здесь сейчас расположены федеральные «электронные торги».

Следы садика — детская игровая площадка. Двухэтажная постройка несет следы свежего офисного евроремонта: стеклопакеты, пластиковые жалюзи, яркая черепица крыши. На входе две таблички: ФГУП «Электронные торги и безопасность» и КУГИ Ленобласти.

ФГУП «Электронные торги и безопасность» находится в ведомственном подчинении Росимущества. Занимается разработкой и поддержанием единой Российской системы электронных торгов государственным и негосударственным имуществом. Приоритетная специализация — аукционы по реализации имущества, конфискованного в ходе дел о банкротстве, а также арестованного имущества. Электронная площадка доступна через Интернет из любой точки мира, функционирует 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Теоретически и практически также может быть расположена в любой точке мира, но дислоцированное в Москве Федеральное агентство по управлению Росимуществом отчего-то решило вселить «Электронные торги» на Большую Морскую, 45, — в особняк работы Монферрана. Объект исторического и культурного наследия федерального значения, с 1948 года являющийся резиденцией Союза композиторов города. Место неординарное, здание уникальное — римское палаццо в нескольких шагах от Исаакиевского собора, в передышках от постройки которого Огюст Монферран и творил кое-что гениальное для души и для частного заказчика.

Композиторский рай
Заказчики и владельцы особняка, а также все зодчие, поэтапно прикладывавшие руку к его постройке и перестройкам, взирают из-под потемневшего лака полотен, развешанных в Зеленой гостиной, — здесь Дом композитора хранит память места и его легенды.
— Это Аврора Карловна Демидова, роковая красавица была, — указывает на одну из владелиц директор дома Светлана Засосова.

Репетиции, бесплатные для музыкантов, проводятся в Доме композитора с утра и до позднего вечера.

Под портретом даты «1808 — 1902»: долго жила, в череде сменявшихся спутников жизни...
Даты, история — в галерее уже ХХ века, в ней портреты Дунаевского, Шостаковича, Соловьева-Седого, грандов советского Союза композиторов. Здесь с признательностью помнят, как именно Василий Павлович Соловьев-Седой выбивал в 1948 году в Смольном средства на послевоенную реставрацию особняка, на закупку мебели в Риге, на работу краснодеревщиков. Лично ходил кланялся секретарю горкома партии Якову Капустину — тому самому, которого в 1950 году расстреляли по «ленинградскому делу».

Творческая интеллигенция и партийные бонзы, ее привечавшие, с ней игравшие, имевшие в ней опору, сами затем превращенные в лагерную пыль, — неисчерпаемая тема, оставим ее истории.

— Это был композиторский рай, — коротко вспоминает сегодня о былом благоденствии Григорий Корчмар, заступивший на пост председателя Союза композиторов Петербурга после Андрея Петрова, в 2006 году. — Мы целиком были на содержании у властей.

С 1990-х годов творческие союзы перестали быть частью идеологической конструкции государства и начали бедствовать.

«Это не шоу-бизнес»
— Еще в 1991 году был создан координационный совет творческих союзов, пытавшийся лоббировать закон о творческих союзах, — напоминает историю 20-летней давности Борис Березовский, ответственный секретарь петербургского Союза композиторов. — Однако Дума его не пропустила, и сейчас мы приравнены к любой общественной организации: должны жить на взносы и благотворительную помощь. Но мы ведь не можем зарабатывать. Это не шоу-бизнес! Спасибо, город обеспечил Дому композитора большой ремонт, сейчас КГИОП ведет реставрацию концертного зала. Два рояля концертных нам подарили. Но содержать дом на свои средства, на 100-рублевые ежемесячные взносы двухсот с небольшим членов союза — это невозможно.

— У нас 208 членов, половина пенсионного возраста. С тех, кому исполнилось 80 лет, мы взносов уже не берем, — уточняет директор Дома композитора Светлана Засосова.

— 400 тысяч рублей мы зарабатываем от сдачи в аренду части помещений  дома, — излагает экономику заведения Борис Березовский. — 18% из них уходят на налоги, 30% в Росимущество. Из оставшихся средств надо делать коммунальные платежи. 100 тысяч в месяц стоит только отопление, столько же электричество, а еще надо платить за вывоз мусора, и так далее. Нам даже не осилить горячее водоснабжение.  

В чем смысл и миссия этого убыточного предприятия? В сохранении творческой площадки для музыкантов. Здесь дают бесплатные для публики концерты — исполняют произведения петербургских композиторов. Проводят музыкальные фестивали. Дают (опять же бесплатно) помещения музыкантам для репетиций. Ждать исполнения произведений на других площадках, оркестрами театров и филармоний, можно годами и скорее всего — не дождаться, говорят композиторы. Профсоюзные дворцы и дома культуры, когда-то предоставлявшие возможности для музыкантов, давно распроданы. В общем, нет у питерского композитора иного очага и угла, кроме Дома композитора.

Рука Москвы
— Неприятности начались два года назад, — излагает нынешнюю эпопею с грядущим вселением «Электронных торгов» Григорий Корчмар. — Лукавство было бы аморально, и я скажу так: де-юре нас никто не выгоняет. Нас оставляют в тех помещениях, которые нужны для творческой и репетиционной деятельности. Но лишают права сдачи помещений в аренду — то есть устраняют источник доходов и существования.

В феврале 1996 года между петербургским Союзом композиторов и КУГИ города был заключен договор доверительного управления зданием на Большой Морской, 45, на срок до января 2021 года. По этому договору Союз композиторов — как доверительный управляющий — заключил, в свою очередь, договоры аренды на часть помещений: с издательством «Композитор» (издающим неприбыльную нотную литературу) и ООО «Эридан» (содержащим здесь, в полуподвале, ресторан). Рестораны — давняя традиция домов творческих союзов, часть очага.

— Сейчас нам предписано освободить помещения в трехмесячный срок, — сообщили «ВП» в ресторане.

Происхождение «неприятностей» в том, что в мае 2009 года здание на Большой Морской, 45, из городского стало федеральным. Правительством РФ на него было объявлено право собственности Российской Федерации. И новый собственник здания — РФ в лице Росимущества — в одностороннем порядке расторг договор доверительного управления с Союзом композиторов.

— Договор был заключен на 25 лет, — подтверждает глава комитета по управлению городским имуществом Дмитрий Куракин. — Но затем были приняты новые законы, и для здания на Большой Морской, 45, не оказалось объективных причин оставлять его в собственности города. А далее все следовало автоматически, по неумолимой логике выполнения федерального закона.

В КУГИ говорят, что делали максимум из возможного, чтобы соблюсти интересы Союза композиторов: в частности, дважды направляли обращения в Росимущество с предложением передать в федеральную собственность ряд иных объектов — ответа нет. Юридические ресурсы исчерпаны, суды пройдены, оспорить решение в законном порядке уже невозможно.

Охота на лакомые куски
— Комитет по культуре полностью на стороне Союза композиторов, — заверяет его зампредседателя Александр Платунов. — Но проблема связана с законодательством. Творческие союзы остались без юридической поддержки. Мы подготовили текст обращения губернатора Полтавченко к Владимиру Путину с просьбой разобраться в этой ситуации.

Александр Владимирович говорит: де, сегодня пришли за Домом композитора, а завтра «возникнут вопросы по поводу вкусного места Союза театральных деятелей на Невском проспекте и по другим лакомым кускам».

— Странно будет видеть, что в Петербурге не станет тех мест, которые делают его культурной столицей. Это не случайная ситуация, это может превратиться в поток, — предостерегает Александр Платунов.

На Большой Морской напротив Дома композитора — Дом архитектора. Бывший особняк Половцова представляет собой огромную художественную ценность. Здесь проводят выставки, бесплатные концерты, лекции, собирающие полные залы. Тоже есть ресторан. Вдруг и до этих великолепных интерьеров дотянется «рука Москвы»?

Торги в интерьере
«Вечерний Петербург» спросил Дмитрия Елькина, выпускника Ленинградского высшего военного инженерного училища связи им. Ленсовета, ныне генерального директора  ФГУП «Электронные торги и безопасность», чем вызвано желание его предприятия разместиться именно в этом историческом здании. Чем не удовлетворяет ФГУП настоящее местоположение на Ординарной улице, 20-б? Принципиален ли в целом для предприятия такого профиля вопрос о том, где оно расположено — в периферийных районах города, на Петроградской стороне или в историческом центре города? Какие площади намерено занять ФГУП и какие — оставить в распоряжении Союза композиторов? И каковы сроки переезда?

Дмитрий Владимирович ответил нам по электронной почте, что ФГУП вполне устраивает его местоположение, но разница между периферией и центром есть, «т. к. мы публичное предприятие и местоположение играет важную роль». 

«У ФГУП «ЭТБ» нет желания и возможности (по распоряжению Росимущества) переезжать на Б. Морскую, 45, впрочем, как и выселять оттуда композиторов, — написал нам Дмитрий Елькин. — В соответствии с указаниями Росимущества мы должны будем привести здание в порядок (без выселения Союза композиторов и издательства «Композитор»). Мы планируем (опять-таки в соответствии с распоряжением Росимущества) оставить Союзу композиторов те площади, которые они занимают».

О сроках же переезда гендиректор сообщил однозначное: «Переезда не будет».

Трактовать весь ответ можно и так, что интерьеры берутся федералами не под торги, а под иное использование — причем интерес сводится едва ли не к одному ресторану. Стоило ли из-за этих полуподвальных помещений жертвовать многолетней культурной традицией города?

Алла РЕПИНА, фото Натальи ЧАЙКИ и автора
↑ Наверх