Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Домашние перевоспитают трудных?

Чиновники от образования продолжают эксперименты над детьми

Нынешним летом полицейские и чиновники от образования проводят эксперимент: в детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) вместе с домашними детьми отправятся подростки, состоящие на учете в полиции, находящиеся под следствием или уже судимые. Об этом на недавней пресс-конференции заявили замначальника Управления организационной работы участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Кира Ческидова и первый зампредседателя городского комитета по образованию Наталья Путиловская. По их словам, это поможет социальной адаптации трудных детей, которые на примере других школьников должны понять, что можно жить по-другому. 

Для таких ребят выделено 20% от общего количества путевок, которые будут распределяться среди горожан. Чуть меньше выделяет областное правительство. Трудные подростки поедут в лагеря абсолютно на тех же условиях, что и все прочие дети.

Родителям сообщать не обязательно

Для таких ребят выделено 20% от общего количества путевок, которые будут распределяться среди горожан. Чуть меньше выделяет областное правительство. Трудные подростки поедут в лагеря абсолютно на тех же условиях, что и все прочие дети, и будут получать точно такой же отдых и развлечения. Всего, по словам г-жи Ческидовой, в Петербурге на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состоят 7888 детей и подростков.

— В каждый лагерь будет направлено в среднем по 5 — 8 состоящих на учете подростков, не имеющих «богатого прошлого», то есть попавших под административные, а не уголовные статьи, — пообещала Наталья Путиловская. — Подростки, совершившие более тяжкие преступления, находящиеся под следствием или уже осужденные без лишения свободы, будут находиться в отдельном детском оздоровительном лагере. Всего 250 подростков поедут примерно в 25 лагерей, еще 100 наиболее сложных детей, имеющих прошлое с криминальным оттенком, будут отдыхать и перевоспитываться в отдельном лагере.

— В обычные лагеря будут направлены дети, совершившие правонарушения, не имеющие большой общественной опасности, — уточнила чиновница. — Например, замеченные в распитии спиртных напитков, или убегающие из дома, или мелкие хулиганы. Родителей всех прочих отдыхающих не будут предупреждать о том, что их дети могут отдыхать рядом с ребятами, состоящими на учете в органах полиции. Зачем? Ведь много таких детей учатся вместе с другими в школах, гуляют во дворах, — считает Наталья Путиловская.

Вместе с тем в ГУ МВД сообщили, что в ДОЛ, где будут находиться такие дети, направят дополнительный контингент полицейских, педагогов и психологов. А в лагере для трудных подростков будет действовать постоянный полицейский пост, остальные будут охраняться полицией «кустовым» способом, то есть один страж на 2 — 3 ближайших лагеря. 

«Пришлось забрать сына до окончания смены»

Услышав об эксперименте, в пресс-службе уполномоченного по правам ребенка Санкт-Петербурга выразили удивление и сообщили, что вот уже на протяжении нескольких лет трудные подростки отдыхают в оздоровительных лагерях вместе с домашними детьми, и ни для кого это не было секретом. Почему чиновники только теперь решили заявить об этом во всеуслышание — неизвестно. Как считают в пресс-службе, никакой опасности в том, что трудные дети отдыхают вместе с обычными,  нет, ведь буквально в каждом классе есть несколько ребят, за которыми тянется шлейф проступков. Однако при этом в лагере должны быть созданы соответствующие условия, должным образом налажена воспитательная работа. Опыт прошлых лет показывает, что это происходит не всегда. Например, в прошлом году уполномоченному по правам ребенка Светлане Агапитовой пришлось дважды посещать оздоровительной лагерь «Восток-2», так как бытовые условия там оставляли желать лучшего. 

— В ходе последнего визита выяснилось, что есть еще одна проблема. Оказывается, по направлению здесь отдыхали 40 трудных подростков. Это новая тенденция, цель которой — перевоспитывать ребят, стоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних, путем общения с обычными детьми, — рассказала Светлана Агапитова. — Однако при этом должна соблюдаться некая количественная квота. В каждом лагере трудных не должно быть больше десяти человек. И это не просто ограничение — когда «критическая масса» превышена, тут уже непонятно, кто кого в итоге перевоспитает. Я уж не говорю о том, что в лагере обязательно должны быть специалисты, прошедшие соответствующее обучение для работы с трудными подростками. Безусловно, это не вина лагеря — скорее наоборот — на них взвалили дополнительную ответственность, и они молча справлялись. Но это неправильно...

Вот такой казус произошел в прошлом году, так что эксперимент с отправкой трудных подростков в обычные оздоровительные лагеря — отнюдь не новость. И многим домашним детям уже довелось стать участниками такого эксперимента. 

Вот что рассказала Ангелина Попова,  мама двенадцатилетнего Артема, который в прошлом году побывал в одном из лагерей вместе с трудными детьми:

— Когда мы приехали навещать сына, он рассказал, что его достает один мальчишка: обзывает, толкает и всячески притесняет. Я слышала, что агрессивные дети выбирают себе жертву, вот такой жертвой, наверное, стал наш сын. К тому же Артему было неприятно слышать, как этот подросток матерится. Я обратилась к воспитательнице, а она только пожала плечами, сказав, что, мол, ваш мальчик к нам с жалобами не обращался. Тогда наш папа сам пошел разбираться с тем подростком. Услышал от него грубость и надавал подзатыльников. Конечно, это не метод, но что было делать? После этого Артем отказался оставаться в лагере, и нам пришлось его забрать еще до окончания смены. Наверное, неправильно трудных детей, которые еще могут исправиться, совсем изолировать, но если управление образования идет на то, чтобы такие подростки отдыхали в обычных лагерях, то необходимо обеспечить их соответствующими кадрами, опытными педагогами и, конечно, охраной, чтобы наши дети чувствовали себя защищенными. 

Наша газета будет следить за «экспериментом». Читайте репортажи наших корреспондентов из детских оздоровительных лагерей.

 

↑ Наверх