Дорога без начала и конца
И в самом деле, путешествие, о котором ведет речь в романе «Плавающие путешествующие» один из самых значительных литераторов Серебряного века Михаил Кузмин, — из тех, что Достоевский называл «без подорожной».
Однако опытный (несмотря на достаточно молодой возраст) профессионал в режиссуре Владислав Наставшев, очевидно, нашел в нем не только эпический, но и остродраматический смысл. После ахматовской «Поэмы без героя» трудно сомневаться, что это возможно: уже три десятилетия спустя беспечная жизнь и кукольные трагедии постоянных обитателей «Бродячей собаки» наполнились напряженным драматизмом. Премьерные показы спектакля в Театре «Приют комедианта» — 17 и 18 апреля.
Сергей Щипицин и Андрей Матюков в спектакле «Плавающие путешествующие». Фото: Дарья ПИЧУГИНА
Артистический подвал у Кузмина называется «Сова», но атмосфера «Собаки», сохранившаяся в дневниках, стихах и даже манифестах, распознается с первых строк. И имена работают на нее не в последнюю очередь. Героев зовут с претензией: произнося «Ираида Львовна, Лелечка Царевская, Сонечка Полаузова, Лаврик Пекарский», уже погружаешься в богемно-опиумно-вычурную среду, сотканную из далеко не безгрешных флиртов, театральных слез, утраченных иллюзий, место которых тут же занимают новые, потому что для этих героев есть только одна совершенно невозможная задача — трезво оценивать реальность и жить ею. В этом смысле они — дети, которые требуют сочувствия. И в нашем столетии герои вековой давности без него не останутся, вопреки предписаниям их строгих современников.
Владислав Наставшев, судя по его работам в Риге и московском «Гоголь-центре», прекрасно владеет формой, не забывая о содержании. Лондонская школа дает о себе знать. Жанр спектакля, в котором Наставшев выступил еще и художником, и композитором, и сценаристом, он определил как «любовные многоугольники», и команда отличных артистов — Геннадий Алимпиев, Уршула Малка, Наталья Парашкина, Гала Самойлова, Андрей Матюков, Юлия Молчанова и другие — дает ему некоторое количество очков вперед.