Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2019

Достаток, чистота и вино

До 28 августа в Мраморном зале Этнографического музея открыта выставка «Творческое совершенство. Красота и мастерство по-итальянски. Между традициями и современностью», посвященная традициям шитья и вышивки в Италии XVI — XX вв

Перед открытием устроили пресс-показ — журналистов водила по экспозиции Клелия Траини, модельер, историк моды, основатель музея итальянского кружева в городе Асколи-Пичено (регион Марке).

Подвенечное платье. XVIII в. Частное собрание.

Титульной картинкой выставки, украсившей и афишу, и обложки буклетов-каталогов, стала фотография церковного облачения, шитого золотом. «Мы выбрали именно эту вышивку, потому что ее узор включает символы Италии: колосья — достаток, лилии — чистота, а виноград — символ того, что мы пьем вино истинной веры», — объяснила журналистам синьора Клелия. На выставке демонстрируется и само это облачение, и портрет одного из римских пап в похожем (иллюстрирует проект коллекция картин из галереи региона Марке): «Картины — документальные свидетельства того, как использовались эти предметы». Поэтому здесь нет недостатка в портретах прекрасных дам в кружевах, шелках, бархате и золоте. А вот и сами «дамы» — лица их обтянуты безликим капроном телесного цвета, и каждая зрительница вольна представить в этих великолепных нарядах себя. Многие платья — из семейных коллекций итальянских аристократов, как, например, изысканный подвенечный наряд розового шелка. «Обратите внимание на носовой платок в руках невесты, — показывает Клелия Траини, — и на коллекцию старинных носовых платков. Платок был непременным атрибутом невесты: считалось, что невеста на свадьбе будет много плакать, потому что большинство браков совершалось не по любви, а по выбору родителей».

Синьора Клелия включила в экспозицию покрывало из собственного приданого, вышитое ее матерью: «Когда в семье рождалась девочка, для нее сразу же начинали готовить приданое. Перед свадьбой в дом приглашали будущую свекровь, чтобы оценила. Еще двадцать лет назад все итальянские женщины занимались вышивкой; сейчас этот обычай сохранился, к сожалению, только в глубокой провинции: женщины одной деревни сходятся вместе, судачат обо всем и вышивают. А наши бабушки не только вышивали, но и ткали сами, в каждом доме был ткацкий станок».

Остановившись у одной из вышитых картин-икон, изображающих Мадонну, Клелия Траини произнесла фразу, наверняка поразившую до глубины не только вашего корреспондента, но и остальных присутствовавших: «Если семья была небогатой и не могла заказать икону художнику, ее просто вышивали — вышивать-то все умели!»

↑ Наверх