Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Древняя Каппадокия: восемь этажей под землей

В одном из прошлых номеров мы рассказали о Стамбуле. Сегодня — о других удивительных городах, которые представляют с неожиданной стороны привычную уже нам «здравницу»

В одном из прошлых номеров мы рассказали о Стамбуле. Сегодня — о других удивительных городах, которые представляют с неожиданной стороны привычную уже нам «здравницу»

Практически десять из десяти петербургских отпускников, отправляющихся в Турцию, едут на море. Оно и понятно, все мы испытываем жесточайший дефицит солнца и теплого моря. Между тем многие из нас предпочитают чередовать пляжный отдых с познавательным. И когда речь идет об экскурсионных турах, то вне конкуренции, конечно же, старушка Европа. Но и привычной «пляжной» Турции есть что показать любознательному путешественнику. 

Для меня, например, настоящим откровением стало открытие Средней Анатолии — «Страны прекрасных лошадей» Каппадокии, потрясающей местности на востоке Турции, и города Коньи, который прославил  философ Джелаладдин Руми Мевлана. Имя этого мыслителя, жившего 800 лет назад, вошло в историю, потому что идеи, которые он проповедовал, и в наши дни революционны для ислама, остающегося большей частью глубоко традиционалистской, закрытой религией. Тем не менее слова Мевланы о братстве и единстве всех людей мира — «Приди, кем бы ты ни был, все равно приди!» — являются почти официальным слоганом современной Турции.

Его учение служит одним из обоснований того, что реформы, осуществляемые в турецком государстве со времен Ататюрка, — не просто заимствование западных идей, но имеют исторические корни. А вращающиеся (или, как их еще называют, кружащиеся или танцующие) дервиши Мевлеви (ордена Мевланы) стали буквально логотипом современной Турецкой Республики.

В Конье находится центр ордена последователей мевланисткого учения, и здесь захоронен сам Мевлана. Приехав в Конью, вы сможете прикоснуться к Джелаладдину Руми — символу любви, братства, мира и терпимости, вдохнуть воздух древнего восточного города, которому более 9 тысяч лет, увидеть прославленные на весь мир ковры ручной работы, послушать суфийскую музыку, насладиться вечерней панорамой Коньи, прогуливаясь по горным садам Мерам.

Что касается Каппадокии, то я, признаться, до своей недавней поездки в Турцию и не подозревал, что есть такое удивительное место! Чтобы все посмотреть, не хватит и двух недель. Природа создала здесь невероятный ландшафт вулканического происхождения с подземными городами, созданными в первом тысячелетии до н. э., и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времен ранних христиан.

Горы из мягкого вулканического туфа веками обдувались ветрами и омывались дождями, превращаясь в то, что на первый взгляд может показаться глобальными архитектурными фокусами Антонио Гауди. Каппадокийский туф мягок и легко поддается обработке, в нем можно быстро и малозатратно выдалбливать пещеры, приспосабливая их под жилье. Особенно учитывая отсутствие деревьев в этой местности. Традиция выдалбливания пещерных жилищ возникла в Каппадокии в I или даже во II тысячелетии до нашей эры и сохраняется до наших дней. К примеру, турецкое население города Гёреме и сейчас не строит дома посреди пустой местности — это дорого. Дешевле, проще и экзотичнее встраивать жилые дома и даже целые фешенебельные SPA-отели в остатки туфа.

В силу того, что Каппадокию на протяжении веков всегда кто-то захватывал, местное население, чтобы выжить, стало строить целые подземные города глубиной в несколько этажей. Они имели вентиляционные шахты, колодцы, помещения для хранения зерна и содержания домашних животных, прессы для изготовления вина и храмы. Узкие переходы, ведущие к поверхности, в случае опасности перекрывали тяжелыми каменными жерновами. Враг не мог попасть внутрь. А теперь туристы могут спуститься в подземный город на восемь этажей в глубину, способный вместить до 4 тысяч человек. Температура воздуха круглый год  — плюс 16 градусов.

Кстати, в Каппадокии континентальный климат, растительности мало, но почва прекрасно подходит для выращивания винограда. И каппадокийские вина действительно чертовски хороши.

Владимир КУЗНЕЦОВ, фото автора
↑ Наверх