Друзья? Рабы? Господа?
До 1 февраля 2012 года Музей истории религии приглашает на выставку «Звери. Боги. Люди», посвященную животным в религиях мира.
Один из разделов выставки посвящен архаическим верованиям. Древний человек обожествлял животных, видел в них главных «виновников» различных природных явлений… что, однако, не мешало ему употреблять мясо животных в пищу, а из шкур делать одежду. Куратор выставки старший научный сотрудник Марина Басова показывает посеревший череп медведя: «Народы Сибири ловили медведя, откармливали, а потом ритуальным образом убивали — перед этим шептали ему на ухо разные хорошие слова. Мясо ели, из шкур делали одежду, а вот череп медведя нельзя было использовать — его вешали на дерево. Считалось, что медведь в ином мире будет им заступником. Следы медвежьего культа наблюдаются у народов Сибири даже сейчас, хотя они давно уже современные люди».
В цивилизованном, но пока языческом мире животным пришлось несколько потесниться: боги Древнего Египта изображались уже частично людьми, частично животными (разумеется, они умели превращаться в животных: бог Ра принимал облик сокола или рыжего кота, его дочь Сохмет — львицы). В античных верованиях боги полностью антропоморфны (правда, у низших божеств сохраняются атавизмы в виде козлоножек и козлорожек), животные — лишь спутники богов, их посланники или символы.
В разделе, посвященном животным в религиях Востока, обратите внимание на китайских драконов, которые в наступающем году обретут особую популярность (действительно высокохудожественных — в магазинах нам предлагают, увы, совсем другое, даром что страна происхождения у них одна и та же).
Ассирийский крылатый бык. Рельеф из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Конец VIII века до н. э.
Метки: Пятничный выпуск
Важно: Правила перепоста материалов