Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Друзья? Рабы? Господа?

До 1 февраля 2012 года Музей истории религии приглашает на выставку «Звери. Боги. Люди», посвященную животным в религиях мира.

Один из разделов выставки посвящен архаическим верованиям. Древний человек обожествлял животных, видел в них главных «виновников» различных природных явлений… что, однако, не мешало ему употреблять мясо животных в пищу, а из шкур делать одежду. Куратор выставки старший научный сотрудник Марина Басова показывает посеревший череп медведя: «Народы Сибири ловили медведя, откармливали, а потом ритуальным образом убивали — перед этим шептали ему на ухо разные хорошие слова. Мясо ели, из шкур делали одежду, а вот череп медведя нельзя было использовать — его вешали на дерево. Считалось, что медведь в ином мире будет им заступником. Следы медвежьего культа наблюдаются у народов Сибири даже сейчас, хотя они давно уже современные люди».

В цивилизованном, но пока языческом мире животным пришлось несколько потесниться: боги Древнего Египта изображались уже частично людьми, частично животными (разумеется, они умели превращаться в животных: бог Ра принимал облик сокола или рыжего кота, его дочь Сохмет — львицы). В античных верованиях боги полностью антропоморфны (правда, у низших божеств сохраняются атавизмы в виде козлоножек и козлорожек), животные — лишь спутники богов, их посланники или символы.

В разделе, посвященном животным в религиях Востока, обратите внимание на китайских драконов, которые в наступающем году обретут особую популярность (действительно высокохудожественных — в магазинах нам предлагают, увы, совсем другое, даром что страна происхождения у них одна и та же).

Ассирийский крылатый бык. Рельеф из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Конец VIII века до н. э.

В монотеистических религиях — иудаизме, христианстве и исламе — из божеств животные превращаются в слуг и помощников человека. Это, конечно, не значит, что люди перестали изображать животных, в том числе на священных предметах. Вот — навершие пюпитра, на котором читают Тору и Талмуд, украшено фигурами птиц, львов и оленей. Птица должна напоминать людям о рае, лев — символ потомков колена Иудина, из которого происходил царь Давид, а олень символизировал молитвенную сосредоточенность. Многое, в том числе и символика, связанная с животными, перешло из иудаизма в христианство, вот только христианские львы — совсем другие: вспомним кроткого льва Иордана из жития преподобного Герасима. А в нашей стране, где львы не водятся, святые своей кротостью приручали… правильно, медведей: на выставке есть иконы, изображающие Сергия Радонежского и Серафима Саровского, кормящих медведя хлебом. Чисто внешнюю метаморфозу в северных условиях переживает осел, на котором Спаситель въехал в Иерусалим: «Обратите внимание, — говорит Марина Басова, — русские иконописцы толком не знали, как выглядит осел, и у них получалась… конечно, лошадь!»

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
↑ Наверх