Газета выходит с октября 1917 года Sunday 12 мая 2024

Два колеса не изменили мир

Подводим итоги велосезона-2013: рывка не произошло, прогрессом назвать тоже сложно

Начинается новый велосезон. Велосипедисты снова выходят из медленного и дорогого общественного транспорта и пересаживаются на своих железных коней. С чем мы входим в новый велосезон? Мы попросили напомнить об итогах прошлого велогода координатора движения «Велосипедизация Петербурга» Дарью Табачникову.

Петербург теряет звание велосипедной столицы.


— Дарья, давайте вспомним, с чего начался прошлый год…
— С того, что комитет по развитию транспортной инфраструктуры сразу отмахнулся от велосипедистов, заявив, что на развитие велосипедного движения нет времени и вообще велосипед — это просто спорт и ничего больше. В ответ мы сделали сайт bikable.ru, с которого можно за две минуты отправить обращения губернатору на тему развития велосипедного движения, и просто завалили КРТИ письмами. В первый день было отправлено 100 писем, за месяц ушло более 1000. Так что КРТИ был вынужден сдаться и снова заняться велосипедистами.

На практике же единственным за год шагом в этом направлении была установка городом велосипедных парковок. Не так много, чтобы их заметили и удивились все горожане, но достаточно много, чтобы их оценили велосипедисты. Парковки установили, пожалуй, самой худшей конструкции, которую только можно придумать. Мы сразу же написали письмо о том, что конструкция выбрана крайне неудачная, приложили чертежи и рисунки правильной конструкции на основе лучшего европейского опыта, к тому же опробованного в Москве. В результате администрация только одного района — Адмиралтейского — заменила все неудачные конструкции на парковки по нашим чертежам, у них теперь можно перенимать опыт всем остальным. Эффект видно сразу же — хорошими парковками пользуются, а плохие стоят пустыми. На этом перечисление достижений органов власти в сфере развития велосипедного движения можно закончить.

— Но, насколько я знаю, развиваются общественные и коммерческие проекты...
— Да, заработал проект «Велошкола», где мы бесплатно учим всех желающих безопасно ездить на велосипеде по городу. Появился первый сетевой велопрокат, сделанный на частные средства: можно взять велосипед в одном месте и оставить в другом, оплатив время проката. Всего таких точек около 30 по городу. Кроме того, велосипедные парковки начал активно устанавливать и бизнес — как правило, они симпатичнее, удобнее и более удачно расположены, чем городские.

— А отношение к велосипедистам изменилось?
— В обывательском сознании явно произошел сдвиг, и это хорошо видно по комментариям в СМИ. Еще пару лет назад основную их часть составляли ухмылки и насмешки по поводу неподходящего климата, размера города, невозможности ездить на велосипеде в обычной одежде и так далее. В этом году это уже комментарии совсем другого рода: уколы в сторону власти, позитивные примеры из других стран и городов, конструктивная критика инициатив и идей, — в общем, идеи развития велосипедного движения в Петербурге обычному человеку уже не кажутся чем-то сверхъестественным. Скорее приходит понимание того, что это совершенно нормально для современного города. За 2013 год, по разным оценкам, количество людей, использующих велосипед в городе как транспорт, выросло в 3 — 4 раза.

Конечно, все это сложно назвать прогрессом — звание велосипедной столицы мы медленно, но верно теряем. Несмотря на все наши преимущества, нам скоро придется учиться у таких городов, как Пермь, Екатеринбург и Новосибирск.

↑ Наверх