Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 октября 2018

Два веселых колеса

Корреспонденты «ВП» приняли участие в пилотном проекте «доступные велосипеды»

Горожане, проходящие в начале третьего дня мимо станции метро «Горьковская», удивленно рассматривали десяток ярко-синих велосипедов, припаркованных у газона. Мало кто из прохожих понимал, что становится свидетелем исторического события — появления бесплатных велосипедов в городе на Неве. В этот день закладывалась традиция, которой суждено, я уверен в этом, превозмочь многие трудности и в итоге преобразить не только наш город, но и сознание его жителей.

В проекте участвуют различные велосипеды «эксклюзивной» сборки.

Не в утиль, а в ремонт

Новенькие велосипеды у «Горьковской» блестели на солнце хромированными деталями. Надпись: «Этот велосипед участвует в проекте «Freebike». Вы можете воспользоваться им бесплатно» на специальной табличке проясняла важное предназначение железных коней. Велосипеды были оснащены велозамками с общим для всех байков кодом 00000. 

Воспользоваться техникой может любой желающий, а доехав до места назначения, оставить велосипед в людном месте, желательно у станции метро. Эти байки предназначены для городских дорог, и уезжать с ними на дачу все-таки не стоит.

— Запустить такой проект в масштабах города реально только при поддержке соответствующих программ, — делится впечатлением известный велогонщик Алексей Кавелин. 

Одна из таких программ — «Утилизация велосипедов» — запущена в одной из сетей веломагазинов. Люди привозят свои старые велосипеды и с учетом их состояния получают скидки на новые. Компания уже долгое время занимается тем, что ремонтирует такие велосипеды. Теперь их можно запускать и в программу «Freebike».

Оказывается, даже после капитального ремонта, а иногда и сборки «а-ля Франкен-штейн» старенькие велосипеды оказываются невостребованными. Продать их практически невозможно. А учитывая трудозатраты на их восстановление, мастерские работают себе в убыток. Прием, ремонт, обслуживание, складирование, а в итоге — ноль прибыли. Поэтому и появилась такая социальная инициатива. Довольно занятный вектор кризиса перепроизводства, не находите?

Воспользоваться свободными велосипедами может даже хрупкая девушка

Обкатываем самосознание петербуржцев

— Леша, естественная динамика российской благотворительности — иссякаемость ресурсов. И понятно, что исчезать «акционные» велосипеды в пятимиллионном городе будут втрое быстрее, чем вы их будете выставлять. Лично тебя это не беспокоит? — задаем мы вопрос Алексею Кавелину.

— Все, что нам привозят горожане, мы будем выставлять на улицы. Конечно, многое пропадет. Но вещи не исчезают бесследно, — уверен Алексей. — Мы будем наблюдать за «миграцией» наших велосипедов. К тому же мы верим, что через какое-то время сознание горожан начнет меняться. Один раз увидит человек велосипеды, второй… И поймет наконец, что это не просто бесплатная игрушка, которую можно взять, попинать и бросить где попало, а действительно полезная для города вещь. 

Среди наблюдающих замечаю четверку молодых людей и девушек, которые смотрят на велосипеды и переговариваются. Одна девушка смело подходит к приглянувшемуся велосипеду, садится на него и уезжает. Первый человек, который проявил смелость, внушает уважение. Когда девушка, сделав круг, возвращается, все встает на свои места. Матильда оказалась заморской гостьей из французского Лиона.

— Это гениальная идея. В Лионе это существует уже несколько лет, а в Санкт-Петербурге мне посчастливилось увидеть, как все зарождается! — Матильда не скрывала восхищения. — Это очень интересно. В Лионе пользование велосипедом в течение дня стоит один евро. Мы используем специальные кредитки, которые, видимо, и являются своеобразным механизмом защиты. Велосипед можно использовать в пределах Лиона, а потом оставлять их на парковках. Также можно оформить подписку на год, которая будет стоить 15 евро.

В борьбе за идею

Немногие знают, но идею «бесплатного велосипеда» предложили в Голландии прошлого века. И сегодня эта страна по праву считается самой велосипедной страной мира. В настоящее время там дошли до того, что изобрели «автобусный велосипед». Так называемый сити-цикл представляет собой небольшой автобус с педальным приводом. Это своеобразный гибрид обычного автобуса и велосипеда. Как и в обычных автобусах, в сити-циклах есть место водителя и несколько пассажирских мест, оснащенных педалями. Естественно, что для поездок по городским магистралям это транспортное средство не подходит, но для выездов на природу, туристических прогулок или детских мероприятий они будут оптимальным решением. Идея голландских изобретателей уже заинтересовала несколько государств, вполне вероятно, что скоро на дорогах европейских столиц появятся красочные автобусы-велосипеды.

Ну а в России ни одно благое дело не начинается без ссор и склок. «Вечерний Петербург» уже писал ранее о том, что компания «Скатпрокат» собиралась до конца лета запустить в Петербурге сеть точек общественных велосипедов под названием… «Freebike». Не договорившись «на берегу» о координации сил в таком важном для города деле, каждая велосеть пошла своим путем. Теперь же на горизонте всплыли журнал «Time Out» и некая креативная группа «Идея», объявив себя наравне с веломагазином «Скатпрокат» идеологами проекта и стали обвинять присоединившуюся к общественной инициативе компанию «ВелоДрайв» в краже «голландской идеи», и даже пообещали воровать с публичных велосипедов велозамки. В итоге «Скатпрокат» собирается выставить свои велосипеды, покрашенные в белый цвет 8-го сентября. 

Хочется верить, что уже в будущий вторник на встрече всех заинтересованных в проекте сторон, господа веломагнаты договорятся о форме и содержании будущего велонаправления. А также об условиях, на которых любой компании, связанной, так или иначе, с двухколесным транспортом можно было бы подключиться к проекту Freebike в будущем.

Организаторы сегодняшнего мероприятия обещают, что в ближайшее время на сайте проекта будет опубликована информация о том, как любой человек сможет помочь этой инициативе. Будь то владелец ненужного велосипеда, или директор пустующего склада для сезонного хранения и ремонта фрибайков.

Велосипедный тест-драйв

Корреспондент «Вечернего Петербурга» не преминул воспользоваться новой возможностью и вместе со спутницей решил протестировать два из предложенных велосипедов. Наш путь — протяженностью всего четыре километра — лежал от «Горьковской» до Финляндского вокзала, где по задумке мы с Татьяной должны были оставить общественные байки.

Татьяне досталась «белая ворона» проекта — женский складной круизер с массивной рамой, широким сиденьем и старой тормозной системой. Велосипед оказался на редкость легким и был оснащен задним багажником и гламурной складной ножкой. Мне же достался переделанный двухподвесный велосипед без крыльев с прокушенным сиденьем и клещевыми тормозами. 

— Если я буду очень опаздывать, конечно, поеду на таком велосипеде и не буду привередничать, — резюмировала Таня.

С такими мыслями мы преодолели гравийное покрытие парка на Троицкой площади, выщербленные плиты Петроград-ской набережной, ремонт на Сампсониев-ском мосту и благополучно приехали к Финляндскому вокзалу. Часы показывали 15.35.

«Белая ворона» улетела в область

Бросать велосипеды не хотелось. И пока Татьяна агитировала перевезти велосипеды к другому выходу со станции метро «Площадь Ленина», я невесело думал о том, насколько же наш народ нелюбопытен. Нелюбопытен, ленив и консервативен… Что? Белый взять? Конечно можно! В область? Боюсь, не доедете. Только по шоссе? Тогда попробуйте. Нет, возвращать не надо — оставьте на видном месте.

Глядя в спину пожилого мужчины, который со словом «попробую!» удалялся в сторону Ленобласти, понимаю, что не все еще потеряно. На часах 16.08.

Петербуржцы любопытны, но ожидают подвоха

Мы с Таней ставим эксперимент. Оставляем условно мой велосипед в трех метрах у входа в метро и отходим на противоположную сторону к посту полиции. Уже не хочется ничего рассказывать людям — хочется просто понаблюдать за их поведением. 

Наблюдение первое. Если на расстоянии метра у велосипеда никто не стоит, но на самом велосипеде что-то написано — он привлекает внимание. Горожане подходят, читают, не верят и идут дальше.

Наблюдение второе. Петербуржцы при виде вещи, не вписывающейся в понятные им правила жизни, любят оглядываться в поисках скрытых камер. Не найдя видимых примет подвоха или розыгрыша, с удвоенной скоростью ретируются. Да-а-а… Долго же их придется приучать к велосипедной свободе.

Наблюдение третье. Есть люди, которым, даже если у них прямо под носом стоит бесплатный велосипед, приятней покурить или попить пива, не обращая на «халяву» никакого внимания.

16.18. Наблюдение четвертое, последнее. Если зазеваться, то можно долго бежать за уехавшим на твоем велосипеде гражданином в тщетной попытке догнать его и задать несколько вопросов.

Я догнал.

— Как, что, почему? — Я сильно запыхался.

— Меня Дима зовут. Я читал про вашу акцию. Велосипед взял просто покататься. Давно не катался на велосипеде. Кружочек сделаю и верну на место, — улыбается «угонщик».

Итого: в этот день петербуржцы потратили 43 минуты на то, чтобы подключиться к проекту «Freebike». Будем надеяться, что скоро им на это понадобится меньше времени.

Фото Татьяна Старкова
↑ Наверх