Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Двадцатый «Петербург» последним не станет

В Манеже проходит юбилейная выставка

В ЦВЗ «Манеж», который скоро закроется на реконструкцию, 12 января открылась выставка «Петербург», которая, по словам ее бессменного куратора Ларисы Скобкиной, будет последней, подводящей двадцатилетний итог существования проекта. Но неожиданное появление на вернисаже вице-губернатора Василия Кичеджи и теплые слова, сказанные в адрес «Петербурга», вселили надежду на то, что полюбившаяся и художникам, и публике выставка будет иметь продолжение. Корреспондент «ВП» поговорила с Ларисой Скобкиной о нынешнем «Петербурге» и его будущем.

Судя по количеству посетителей, интерес к выставке большой

— Лариса, на ваш вернисаж пришел вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи и сказал публично, что выставка ему очень нравится. Означает ли это, что нынешний «Петербург», заявленный вами как последний из-за множества трудностей, связанных с организацией выставки, почти полным отсутствием финансирования, грядущим длительным ремонтом Манежа, нападками некоторых представителей прессы, обвиняющих выставку в отсутствии концепции и называющих ее «творческим отчетом», бытовавшим в советские времена, все же будет иметь продолжение?
— К сожалению, такие вопросы решают не чиновники Смольного. Да, в своей речи на открытии выставки Василий Кичеджи сказал, что выставка хорошая, что надо обязательно продолжать проект. Особенно приятно, что он пришел на выставку добровольно, мы не рассылали приглашений. Пришел в субботу, в свой выходной день. Он сказал, что был на прошлогодней выставке, ему она очень понравилась и было интересно увидеть ее продолжение. 

— Ну, раз такая высокая поддержка вам обеспечена, может быть, все-таки передумаете и будете делать «Петербурги» и дальше?
— Не уверена в этом. В таких сложных условиях, когда в здании будет реконструкция, работать невозможно.

Александр Позин. «Купание красного осла». 2007. Дерево, металл

— Но ведь многие петербургские художники да и зрители очень любят «Петербурги» и не представляют уже новогодних каникул без выставки...
— Конечно, это так. Художники очень защищают проект, он для них важен. Многие подходили ко мне на вернисаже просто со слезами. Причем это не те художники, которые больше нигде не востребованы, а как раз известные мастера музейного уровня. Например, Саша Агабеков, работами которого восхищаются в Русском музее и постоянно выставляют их, говорил, что жить не может без «Петербурга». Хотя, как вы знаете, согласно концепции «Петербурга» каждый художник, будь это молодой, начинающий или обладающий мировым именем мэтр, может дать на выставку только одну работу. Многие известные, востребованные художники говорили мне, что эта наша выставка «Петербург» важна для них как раз тем, что дает возможность почувствовать себя в художественной среде. А, мол, никакие другие выставки — ни персональные, ни групповые — такого ощущения не дают. 

— Но разве нельзя найти другую выставочную площадку для «Петербурга»? Хотя бы на то время, пока в Манеже будет идти ремонт? Неужели ничего не предлагают?
— Предлагают, конечно. Но все это не подходит. К примеру, сейчас очень модно устраивать выставки  в лофтах, переделанных под нужды современного искусства из промышленных помещений. Но понимаете, лофт — это скорее для инсталляций. Живопись — слишком тонкая вещь для демонстрации в лофтах. Она требует вдумчивого созерцания и осмысления, диалога. 

Виктор Данилов. «Мальчишка». 2006. Дерево

— В чем отличие двадцатого «Петербурга» от его предшественников?
— Эта выставка, как я и предупреждала еще в прошлом году, «архивная». Мы показываем историю «Петербурга», которая во многом совпадает с историей петербургского искусства этого переломного в истории страны двадцатилетия: художники демонстрируют работы, созданные в период с 1993 по 2012 год. Основное внимание уделено школам и объединениям петербургских художников. Представлены ретроспективные разделы — художники арефьевского круга, школа Синдлина, Стерлигова... Из современных крупных объединений представлены Петербургский союз художников, «Пушкинская 10», «Группа одиннадцати», Творческое объединение «Озерки — Деревня художников», группа «Митьки». 

— Я вижу, что на вернисаж пришла тьма народу. Значит, выставка нужна петербуржцам! Она не только дает представление о художественной среде, но и создает такую среду, позволяя художникам увидеть свое особое место в искусстве Петербурга, уловить те «тонкие, властительные связи», которые существуют между современными творцами, сколь бы разными ни были их творческие взгляды и индивидуальности. Пообещайте, что двадцатый «Петербург» не станет последним!
— Я постараюсь. Но это зависит, как вы понимаете, не только от меня. 

 

↑ Наверх