Две души, несущихся в пространстве
8 апреля исполнилось 250 лет со дня рождения Николая Резанова, прототипа героя рок-оперы «Юнона» и «Авось»
Знаменитое «я тебя никогда не забуду и уже никогда не увижу» из рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона» и «Авось» стало больше, чем стихами, стало девизом любой человеческой любви — ограниченной во времени и пространстве и оттого трагической.
Николай Резанов слыл красавцем
Однако за всяким мифом стоят жизнь и судьба, питающие его. Сегодняшний разговор — именно об этой судьбе и жизни, о том, чей образ воплотил на сцене Николай Караченцов.
8 апреля исполнилось 250 лет со дня рождения Николая Петровича Резанова — капитана, политика, коммерсанта. И в жизни его было много перипетий, много любовных историй и много чужих берегов, прежде чем он пристал к земле калифорнийской, где встретил свою Кончиту.
За попытку — спасибо
Николай родился 28 марта (по старому стилю) 1764 года в Санкт-Петербурге, в обедневшей дворянской семье.
Однако мальчик получил очень хорошее домашнее образование. Отличаясь природными способностями, к 14 годам знал пять европейских языков.
В 1778 году — ему было четырнадцать лет — поступил на военную службу в артиллерию. Затем «за статность, сноровистость и красоту» Резанова перевели в Измайловский лейб-гвардии полк.
Возможно, тут не обошлось без личного покровительства императрицы юному дворянину. В 1780 году во время поездки Екатерины II по Крыму шестнадцатилетний Николай лично отвечал за ее безопасность...
В 1791 — 1793 годах Николай Петрович попадает вновь в окружение Екатерины. Он становится правителем канцелярии при кабинет-секретаре императрицы поэте Гавриле Романовиче Державине. Кроме того, он, как сообщается, «был употребляем иногда Императрицею Екатериною II для особых поручений».
Положение правителя канцелярии открыло ему двери кабинетов и домов самых высокопоставленных вельмож. Однако в таком высоком положении были и свои опасности.
Тогдашний фаворит Екатерины II Платон Зубов считал молодого красавца Резанова опасным конкурентом, претендентом на «должность» фаворита государыни.
Современники считали, что именно ревности Зубова Николай обязан командировкой в Иркутск — инспектировать деятельность компании купца Григория Шелихова, который претендовал на монопольное право заниматься пушным промыслом у тихоокеанского побережья России.
Памятник Резанову в Красноярске
Для любви не названа цена
Шелихова тот же Державин назвал Колумбом росским — он основал первые русские поселения в Северной Америке. Стремясь упрочить свое положение, «Колумб» сосватал за Резанова свою старшую дочь. И 24 января 1795 года Резанов женится на пятнадцатилетней дочери Шелихова — Анне Григорьевне. Она получает дворянский титул, а он — хорошее приданое. Впрочем, тут не обошлось без настоящей любви.
«Достоинства старшей дочери его привлекли еще более меня к его дому, — писал Резанов. — Взаимные наши склонности были родителями благосклонно приняты; я получил руку ее...»
Через полгода Шелихов умирает. Николай становится совладельцем его капитала.
Сразу после смерти Екатерины II Резанов возвращается в Петербург. Новый император, Павел, принял его хорошо и согласился с его просьбой о создании на основе промыслов покойного Шелихова Российско-американской компании.
Резанов процветает: помимо того, что он — уполномоченный корреспондент компании в Петербурге, его делают обер-секретарем Сената, награждают орденом Анны II степени и пенсионом в 2000 рублей в год. У него рождаются сын и дочь...
Но через двенадцать дней после рождения дочери, в 1802 году, жена Резанова, Анна Григорьевна, умерла от родовой горячки. Со сцены отпевания Анны Шелиховой начинается «Юнона» и «Авось».
Подлинный Резанов свою жену очень любил и сильно переживал. Он писал: «Восемь лет супружества нашего дали мне вкусить все счастие жизни сей как бы для того, чтобы потерею ее отравить наконец остаток дней моих».
Благодаря рок-опере «Юнона» и «Авось» мы и узнали о судьбе этого выдающегося человека. В спектакле был потрясающий первый состав. В главных ролях — Николай Караченцов и Елена Шанина.
В море соли и так до черта
Будучи с инспекцией русских поселений в Америке, Резанов купил у купца Джона Вульфа корабль «Юнона», полный продуктов, — и отдал их поселенцам, умиравшим с голоду. Но до весны этих продуктов не хватило бы, поэтому Резанов приказал построить еще один корабль, «Авось». Таким образом появились они у нашего героя на Аляске, а вовсе не были построены на санкт-петербургской верфи, как в рок-опере.
На «Юноне» и «Авось» Резанов отправился в Калифорнию: за продуктами и чтобы установить торговые отношения с испанцами, которым она в то время принадлежала.
В марте 1806 года «Юнона» пришвартовалась в заливе Сан-Франциско. Резанов за шесть недель пребывания совершенно покорил коменданта крепости Хосе Дарио Аргуэльо — и очаровал его пятнадцатилетнюю дочь Консепсьон Аргуэльо. Ту самую Кончиту.
«Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей», — писал один из спутников Резанова.
Через некоторое время было сделано предложение руки и сердца. Николаю Петровичу было 42 года.
Однако, как следует из докладов, он не выглядел человеком, потерявшим голову от любви. Не было ни дуэли с женихом Федерико, ни безумных страстей.
Сам Резанов сообщает графу Румянцеву: «Видя положение мое не улучшающееся, ожидая со дня на день больших неприятностей... решился я на серьезный тон переменить мои вежливости. Ежедневно куртизуя гишпанскую красавицу, приметил я предприимчивый характер ее, честолюбие неограниченное, которое при пятнадцатилетнем возрасте уже только одной ей из всего семейства делало отчизну ее неприятною».
Обручившись, согласились на том, что жених вернется в Петербург и испросит ходатайства своего императора на искомый брак перед папой римским. Сам Николай Петрович обещал Кончите и ее родителям, что на это вполне хватит два года, после чего он вернется и они обретут семейное счастье. Кончита заверила его, что будет ждать.
Заслонивши тебя от простуды
Летом 1806 года Резанов покинул Калифорнию и стал добираться в Петербург — через океан и всю Россию — по «многотрудному пути верховою ездою». Приближалась зима. Перебираясь через реки, он несколько раз падал в воду. Несколько ночей ему пришлось провести прямо на снегу. В итоге он страшно простудился, да вдобавок по дороге к Красноярску потерял сознание, упал с лошади и сильно ударился головой.
1 марта 1807 года Николай Петрович Резанов скончался в Красноярске. В метрической книге соборной Воскресенской церкви Красноярска записано: «Исповедан и приобщен. Погребен при соборной церкви».
Он, конечно, вернулся бы к Кончите, как человек слова и дворянин. Но последние мысли его были, судя по всему, о покойной жене — подлинной его любви.
«Не сочти, мой друг, меня ветренницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю ее, и плачу о том, что нет ей места в сердце моем, здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, СОХРАНИ тайну», — писал он свояку о своих чувствах в последнем письме.
Консепсьон не ждала Резанова, как сказано в рок-опере, 35 лет. Она чуть больше года ходила каждое утро на мыс, садилась на камни и смотрела на океан. Сейчас на этом месте опора калифорнийского моста «Золотые ворота».
В 1808 году она узнала о смерти Резанова и решила уйти в монастырь, где умерла в 1857 году. Похоронена она недалеко от Сан-Франциско на кладбище ордена доминиканцев.