Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

«Только, чур, меня не приплюсуйте»

Память Владимира Высоцкого почтят выставкой

 

Документы, фотографии и две памятные гитары — вот что увидят посетители Музея политической истории России, если придут в особняк Матильды Кшесинской (ул. Куйбышева, 2 — 4) в пятницу, 25 января, к трем дня. Будет открыта выставка «Поэты ходят пятками по лезвию ножа…», посвященная 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого. Хрипло петь за Высоцкого здесь не будут, смотреть художественные фильмы о нем, но без него — тоже. Стало быть, все будет взаправду — только мы, воспоминания и предметы, которые помнят Высоцкого.

Владимир Высоцкий со съемочной группой фильма «Интервенция». Ленинград. 25 января 1968 г.


— Наш музей только начал собирать коллекцию, посвященную Высоцкому. Кое-что принесли сотрудники, — рассказывает куратор выставки старший научный сотрудник Музея политической истории России Юрий Соколов. — Один из ценнейших экспонатов, который нам дали на время, — это гитара, на которой играл Высоцкий на домашних концертах у собирателя авторской песни Михаила Крыжановского в 1968 году. На гитаре стоит памятный автограф Владимира Семеновича, там же есть и роспись Александра Галича.

В соседнем зале выставлена другая гитара, на которой играл Высоцкий в клубе «Восток». У него в тот момент своего инструмента не оказалось, и бард Борис Полоскин одолжил ему свою. На открытии, кстати, будет присутствовать и сам Борис Павлович.

Есть пластинка, сделанная на рентгеновском снимке, тоже примерно 1968 года. Там записана песня Высоцкого «Чудо-юдо» — та, что «про вепря, стрелка и портвейна бадью». Но исполняет ее не Высоцкий, а певец Владимир Макаров, который известен по песне «Последняя электричка».

Другие важные экспонаты — самиздатовские компьютерные распечатки песен Высоцкого, прижизненные критические статьи о его творчестве из советской прессы, а также две из немногих прижизненных публикаций его произведений в СССР: сборник «День поэзии» за 1975 год и журнал «Химия и жизнь» №8 за 1978-й.

Выставляем мы и некролог, вышедший в газете «Советская культура» — парадоксальная ситуация — спустя день после похорон, и статью о Высоцком, вышедшую в диссидентском журнале «Посев».

Почему эту выставку устраивает Музей политической истории? Даниэль Ольбрыхский написал книгу «Поминки по Владимиру Высоцкому». И там он говорит, что все его песни были политические. Отсюда, кстати, и название нашей выставки.

Высоцкий был скорее всего не диссидент и не антисоветчик — просто человек свободный и искренний, который пел о том, что его волновало. И поэтому песни его действительно оказывались политическими, касающимися больных тем, — чего стоит только «Банька по-белому», «Летела жизнь в плохом автомобиле». Или вот это малоизвестное его стихотворение 1967 года:

Подымайте руки,

в урны суйте

Бюллетени, даже не читав,—

Помереть от скуки!

Голосуйте,

Только, чур, меня не приплюсуйте:

Я не разделяю ваш устав!

 

Фото предоставлено Музеем политической истории России
↑ Наверх