Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Две семьи в одной комнате cтало нормой?

Пенсионерка живет на 6-метровой кухне, трое детей — на трехъярусной кровати

Наш город активно строится, однако по-прежнему очень многие петербуржцы вынуждены жить в плохих условиях. Власти квартиры им не дают, а денег, чтобы самим приобрести жилье, у людей нет. Ну не все же у нас зарабатывают миллионы! Особенно грустно, если без нормального жилья остаются дети и пожилые люди, то есть самые уязвимые категории горожан.


64-летняя Ирина Владимировна Порошкова, обратившаяся за помощью в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы», архитектор по профессии, уже много лет живет в однокомнатной квартире на улице Кржижановского (Невский район) вместе с семьей дочери. Ирина Владимировна — на кухне площадью 6,2 кв. метров. Дочь — мать-одиночка, с тремя уже довольно большими детьми (мальчик — первоклассник, девочки учатся в 4 и 10 классах) ютится в 17-метровой комнате. Пять человек, фактически две семьи (бабушка и дочь с внуками) на 33 квадратных метрах общей площади. Однако на очередь по улучшению жилищных условий их не ставят, несмотря на многодетность.

Типовой дом в микрорайоне сплошных новостроек. Не самый чистый подъезд (дом — в отличие от подавляющего большинства новостроек — социальный, так что живут в нем не самые богатые граждане). Захожу в однокомнатную квартиру — с крошечным коридорчиком, забитым детскими вещами. В комнате — трехъярусная кровать. Иначе — никак. Всем не разместиться.

На малюсенькой кухне тоже не развернешься. Небольшой диванчик, на котором спит Ирина Владимировна, в дневное время складывается и превращается в посадочные места возле кухонного стола.

— Сами видите, какие у нас условия, — вздыхает Ирина Владимировна. — Двое взрослых и трое детей. Я — на кухне, дочь с детьми — за стенкой в комнате. Все мы здесь прописаны. И деться нам совершенно некуда. Я вот прочитала в вашей газете за 26 марта статью «А удобно ли ветерану жить на кухне?», где рассказывается о том, что пожилой человек живет на кухне, а семья сына — в комнате. И у нас очень похожая ситуация. Только я не ветеран, и квартир по Президентской программе нам не светит.

Как пояснила Ирина Владимировна, попытки встать на очередь они предпринимают уже несколько лет.

— После того, как в 2008 году нам отказали в постановке на очередь по улучшению жилищных условий, мы три года простояли в очереди по содействию от города. Но субсидии после кризиса 2008 года стали настолько мизерными, что к ним нужно было добавлять в разы больше. А откуда у многодетной семьи и пенсионерки столько денег? — недоумевает Ирина Владимировна.

В 2011 и 2012 Ирина Владимировна с дочерью предприняли еще две попытки встать на очередь. Бесполезно.

— Нам говорят одно и то же: у вас превышена жилищная норма для постановки — на 0, 56 кв. метра. Потому что к нашей однокомнатной при подсчетах чиновники добавили одну пятую доли в квартире бывшего гражданского мужа моей дочери, а это 14,8 кв. метров. Эта доля записана на мою среднюю внучку. Вот эти метры нам добавляют, и получается превышение на полметра. А что живем-то мы — двумя семьями, никто не хочет принимать во внимание. Что я вынуждена ютиться на кухне — никому не интересно, и что в одной комнате проживают разнополые дети — тоже. Мы уж куда только не обращались — и к депутату, и в учреждения, отвечающие за благополучие детей, — все без толку, — рассказывает о своих хождениях «по чиновничьему кругу» Ирина Владимировна. — Мне совершенно непонятно, какие отношения имею я, бабушка, к площади внучки? Ведь это ей, можно сказать, подарила родня со стороны ее отца. Она воспользуется подарком, когда вырастет. Живем-то мы здесь и сейчас, в ужасно стесненных условиях. Почему же в нашем государстве, где многодетная семья должна стать образцом для подражания, нам фактически предлагают судиться с жилищным комитетом, чтобы доказать очевидное: что мы действительно нуждаемся в улучшении жилищных условий? И еще некоторые чиновники нам намекали, что пусть дочь родит четвертого ребенка, и тогда уж мы «пройдем с метражом». Представляете, что здесь будет, если еще появится грудной ребенок? Здесь для троих детей нет места.

Ирина Владимировна считает, что их «отдельная» однокомнатная квартирка не что иное как «некоммунальная» коммуналка, в которой проживают две семьи — с разным бюджетом, разным ведением хозяйства.

— Да и почему не считается многодетность? Почему хотя бы для льготных категорий, к которым и относятся многодетные, не применить большую учетную норму — в 15, ну, в 10 а не 9 кв. метров общей площади? Была бы на это только добрая воля со стороны чиновников. А то агитируют повышать рождаемость, а жилья не дают. А нам так жить — больше нет никаких сил. И отношения наши с дочерью за шесть лет вот такого тесного проживания дали трещину, — говорит Ирина Владимировна.

Ну а пока Ирине Владимировне, ее дочери, внуку и двум внучкам остается только смотреть, как по соседству возводятся новые дома, в которых для них нет места…

Комментарий юриста

Татьяна Смирнова, юрист Балтийской медиа-группы:
Граждане, постоянно проживающие в одном жилом помещении, связанные родством и (или) свойством, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, только при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Проживание в однокомнатной квартире нескольких семей законом не предусмотрено, а исчисление жилищной обеспеченности, в свою очередь, производится для члена одной семьи.

Также законом не предусмотрено право чиновников районных администраций, по своему усмотрению, объединять в одну семью граждан, образующих разные семьи. Членом двух семей одновременно гражданин Российской Федерации быть не может, — законом не предусмотрено.

Право на неприкосновенность частной жизни гарантировано ст. 23 Конституции Российской Федерации.

Ситуация Ирины Владимировны, к сожалению, типична. Чтобы отказать, чиновник, зачастую, плюсует чужие метры, приходящиеся на доли родственников или родственников родственников, иногда даже чужие сгоревшие метры…

Жилищный кодекс, по общему правилу, не относит внуков к членам семьи бабушки. Утверждая обратное, вопреки воле Порошковой И.В., районная администрация обязана доказать в судебном порядке факт ведения совместного хозяйства бабушки и внуков. Также, подсчитывая чужие метры доли внучки в чужой квартире, чиновники обязаны указать, какое право имеет на чужие метры Ирина Владимировна.

Часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Объектами жилищных прав являются жилые помещения (ст. 15 ЖК РФ).

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Выделение доли в натуре в городской квартире законом не предусмотрено.

↑ Наверх