Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Две женщины

В МДТ — Театре Европы выпускают спектакль по одной из последних пьес уникального российского писателя Людмилы Петрушевской

 

В МДТ — Театре Европы выпускают спектакль по одной из последних пьес уникального российского писателя Людмилы Петрушевской — «Он в Аргентине». Режиссер — народная артистка России Татьяна Шестакова. Ближайшие спектакли — 8 и 10 марта в 20.30, 16 марта в 21.30.

Татьяна Щуко и Татьяна Шестакова в спектакле «Он в Аргентине» Фото: Виктора Васильева


Одноактный диалог двух женщин — немолодой и очень старой — на летней базе отдыха — осенью — без свидетелей, — автоматически превращается в разговор о любви, жизни и смерти. И, как это обычно бывает у Петрушевской, текст, который поначалу кажется совершенно абсурдным, обрастая подробностями, становится пронзительно реальным, острым, узнаваемым до боли, потому что во всех ее текстах на первый план выходит неизбывное человеческое одиночество. Не бытовое — обыкновенно у ее героев с «бытом» и родственниками даже перебор. Вот и тут — бесконечный винегрет в тазу, соленья, маринады, копченая рыба, которые надо везти детям и внукам, у каждого из которых своя, но обязательно неуклюжая и неудачная (прямо по Чехову) жизнь. Но одиночество не отступает ни на миг, и терзает сильнее, чем могут терзать друг друга самые жестокие люди.

В спектакле МДТ на сцене — две выдающиеся актрисы труппы: Татьяна Шестакова (она же выступает режиссером) и Татьяна Щуко. До сих пор им не доводилось работать вместе на сцене, но их роднит отменное чувство юмора, которое не отменяет ни масштаба образа, ни серьезности разговора о герое и проблеме. Истории с их участием непременно превращаются в трагикомедию. А в данном случае эксцентричность текста позволяет говорить даже о трагиклоунаде. Но ощущение трагедии настигнет непременно, даже если зритель от начала и до конца будет смеяться и над невероятными ситуациями, и над стилем самой речи: слова в предложениях Петрушевской непременно занимают не свои места, отчего тексты, написанные сознательно поперек любым языковым правилам, запоминаются, как стихи.

Спектакль «Он в Аргентине» открывает цикл «Театр для тех, кто не спит». Суть его — в том, что в выходной день один одноактный спектакль будет идти после другого, не очень длинного. В данном случае — после «Бесплодных усилий любви», которые начнутся в 17.00.

 

↑ Наверх