Газета выходит с октября 1917 года Monday 18 ноября 2019

Двойные квитанции: кто виноват и что делать?

Борьба за деньги жильцов продолжается

В редакционную почту «Вечёрки» приходят письма от читателей, в которых они спрашивают, как им поступать, когда в почтовых ящиках обнаруживается по две, а то и по три квитанции на оплату ЖКУ. Причем все они от разных управляющих компаний или ТСЖ. Какой из них верить и кому все-таки платить? 

Получается, что в войне за платежи жителей управляющие компании порой не гнушаются ничем: в ход идут агитация, подделка документов и даже откровенное мошенничество. 

Итак, вы получили квитанции от двух разных управляющих компаний. Позвонили в приемные обеих, и в каждой вас заверили, что именно они и являются настоящими управляющими вашего дома. А вот другие — самозванцы и мошенники. О том, кому верить и платить, чтобы не накапливать долги, рассказывает адвокат Олег Сухов.


Кто виноват?

Как правило, речь в таких случаях идет о следующих первопричинах проблемы. Во-первых, это криминальная недобросовестность управляющей компании, подделывающей подписи жильцов в документации о своем назначении. Во-вторых, виноватыми нередко становятся и сами жильцы, выбравшие новую компанию, не расторгнув договор с прежней УК или не уведомив ее вовремя. В третьем случае компания, от которой жители отказались, уклоняется от передачи технической и иной, связанной с управлением домом, документации новым управленцам и продолжает рассылать счета.

Что делать?

Совет 1. Если в ваш почтовый ящик упало сразу несколько квитанций от разных организаций, прежде всего необходимо письменно обратиться в адрес претендующих на ваши деньги компаний и попросить дать ответ, на каком основании они выставляют вам счета. 

Чтобы приступить к управлению, такая организация должна быть выбрана большинством голосов собственников дома. Поэтому подтверждением полномочий могут служить протокол решения общего собрания о выборе данной компании и договор управления многоквартирным домом. Платить за услуги ЖКХ нужно той организации, договор с которой у жильцов заключен в настоящее время.

Совет 2. Главной задачей Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является в том числе контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг. 

В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ по заявлению собственников представители госжилинспекции обязаны проверить, не было ли нарушений при принятии решения о выборе юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом.

Совет 3. Если собственниками помещений в многоквартирном доме, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, не был выбран способ управления либо принятое решение не было реализовано, управляющая компания определяется по итогам конкурса, организатором которого является местная администрации. 

То есть если собрание собственников помещений МКД не созывалось и управляющая компания определена на конкурсной основе, задать вопрос «Кому платить?» можно муниципальным властям.

Совет 4. Выяснить, кто присылает квитанции не по праву, можно также, позвонив напрямую, например, в «Водоканал» и другие ресурсоснабжающие организации и поинтересовавшись, с какой управляющей компанией у них заключены договоры на поставку воды, газа и тепла. 

Совет 5. Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что обслуживать многоквартирный дом может только одна управляющая компания. Поэтому сам факт появления двойных квитанций за услуги ЖКХ изначально вне рамок закона. 

Надзор за исполнением законов осуществляет прокуратура. Поэтому еще один способ выяснить, чьи счета — фикция, это обращение с письменным заявлением в прокуратуру соответствующего района с изложением сложившейся ситуации и просьбой принять меры прокурорского реагирования. Кроме того, при выявлении в действиях УК признаков преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (мошенничество), по требованию прокурора полиция может возбудить уголовное дело. 

Совет 6. Закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции. Статья 14 данного закона устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, а также распространение ложных, неточных или искаженных сведений. 

Поэтому жители многоквартирных домов, внезапно получившие по две платежки за коммунальные услуги, могут дополнительно написать заявление в органы ФАС с просьбой провести проверку и наказать злоумышленников.

«Таким образом, стоит отметить, что в уже сложившейся ситуации самый эффективный способ решить проблему двойных платежек для жителей многоквартирных домов — это объединиться и занять активную позицию по отстаиванию своих прав. А чтобы ситуация с «коммунальным беспределом» в будущем не повторялась, рекомендую жильцам создавать свои ТСЖ. Тогда в вашем доме не будет двойных квитанций и собственники всегда будут точно знать, кому и за что они платят», — считает Олег Сухов.

↑ Наверх