Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Дворец Екатерины, памятник Калинину и дух живописца Серова

Стоит навестить Тверь, чтобы изучить историю Отечества

Всего три часа от Петербурга — и вы в заповедной тверской старине. Здесь нам удалось увидеть то, что пока скрыто от глаз широкой публики: чертоги восстанавливаемого императорского дворца. 

На Волге с набережной Степана Разина открывается вид на Затверечье, на Екатерининский женский монастырь.

Увидеть, как река Волга течет 

Скоростное сообщение сократило расстояние от Невы до Волги. Теперь, чтобы увидеть, как великая русская река течет, хватит и трех часов: если ехать в Тверь «Сапсаном». И тогда уже открываются берега с силуэтами церквей и монастырей, с сохраненными невысокими домишками XVIII века...

«А вы знаете, отчего в домах вдоль набережной прорубали по девять окошек? — спрашивает нас, петербургских журналистов, тверской историк Владимир Ткалич, замдиректора Тверской областной картинной галереи, и сам же отвечает, поскольку мы всех подробностей местной старины, конечно, не знаем. — Когда императрица совершала путешествие по Волге на галерах, местные обыватели выставляли в каждом окошке литеры ее имени: Е-К-А-Т-Е-Р-И-Н-А».

Присутствие императрицы

Екатерина Великая здесь — живой персонаж. Ее присутствием осенены многие достопримечательности. Покажут на церковь Бориса и Глеба, подворье Нило-Столобенской пустыни — добавят, что это дивное нарышкинское барокко видала сама матушка императрица...

Церковь Бориса и Глеба — нарышкинское барокко.

В запасниках Тверской областной картинной галереи для нас, журналистов из Петербурга, сбрасывают завесу с реликвии. Подобной ей не сохранилось нигде на просторах бывшей Российской империи. Это часть триумфальной арки, сооруженной для встречи Екатерины. Арки ставили, когда императрица прибывала в Тверь из столицы сухопутным способом — через Большое Опочивалово, Куженкино, Хотилово: известные автомобилистам места современной трассы М-10 Петербург — Москва.  

Декорацию выпиливали из фанеры и раскрашивали под мрамор. На фрагменте, уцелевшем стараниями хранителей многих поколений, государыня попирает ногами гидру вражеских происков, голова у ней увенчана шлемом Минервы — богини мудрости, искусства и войны.

Екатерининский, он же Императорский, он же советский

Сейчас картинная галерея вынуждена не показывать свои сокровища посетителям: держать их во временных запасниках. Но это хорошая новость. Галерея с конца XIX века располагалась в Императорском дворце — наконец пришел черед его реставрации, которой Тверь добивалась с 1980-х годов. Помог кредит Всемирного банка. Работы начались летом  2012 года — должны завершиться в начале 2015-го. 

Екатерина въезжала в Тверь через триумфальную арку: фанерную, расписанную под мрамор.

Тверской императорский дворец был возведен в XVIII веке специально для императрицы, и его по-прежнему называют здесь Екатерининским. До революции 1917 года перестраивался и модернизировался по мере вступления на престол последующих самодержцев. Был и губернаторским. В революцию стал совдепов­ским, в его стенах заседала и чрезвычайка.

Татьяна Куюкина, директор Тверской картинной галереи, рассказывает, как в недолгий период фашистской оккупации дворец служил штабом войск вермахта — и его красоты по очереди бомбили обе воюющие стороны. Тверь, тогда Калинин, освободили уже в декабре 1941 года и сразу приступили к реставрации дворца. Она завершилась к 1948 году, и с тех пор... 

«Когда теперь расчистили стены до основания, все перепугались: как вообще мы здесь работали, если своды могли рухнуть на голову?» — лаконично описывает Татьяна Савватеевна состояние былых императорских чертогов.

Петербургские реставраторы

В самом плачевном состоянии была восточная башня.

«Фактически рассыпалась: раскрывалась «цветочком», — рассказала нам Людмила Голубева, заместитель гендиректора петербургской реставрационной компании, спасающей сейчас дворец. — Кладка всех сводов была очень рыхлая, стены башни отклонились от вертикали».

Сейчас фасады дворца — в лесах, внутри дворца — пока тоже стройка. Следуем за директором Татьяной Куюкиной по обширным залам, в которые должна вернуться экспозиция музея. Узнаём, что вот это помещение, где сейчас снуют рабочие, — та самая Лиловая гостиная! Где произошло знаменательное для отечества событие: Карамзин читал государю императору Александру I первые главы «Истории государства Российского»... Уже в следующее лето Татьяна Савватеевна, возможно, поведет посетителей по восстановленным залам и посвятит в подробности исторического чтения. 

Домотканово, оно же Красная Новь

Мы же вместе с Владимиром Ткаличем отправляемся на юг от Твери, в местность, которую не найдешь с навигатором, — в Домотканово. В 1930-х годах его переименовали в Красную Новь, как Тверь — в Калинин, по имени всесоюзного старосты.

«По просьбам трудящихся, — замечает Владимир Гаврилович. — В 1990 году по тем же просьбам Калинин переименовали в Тверь. Но остальные названия у нас менять не стали: решили просто развесить двойные таблички. По образцу «Советская тире Миллионная».

На месте памятника Калинину предполагают восстановить Спасо-Преображенский собор.

Памятник Калинину перед Императорским дворцом, впрочем, намерены убрать. Инициативная группа тверяков хочет выстроить заново на этом месте Спасо-Преображенский кафедральный собор, ликвидированный в 1935 году. Появится собор — будет перекрыт вид на дворец. Но нам объяснили, что исторически так станет достоверней: собор начали возводить еще в XIII веке, когда и в помине не было Российской империи, а имелось независимое Тверское княжество, из которого уходил в плавание к берегам далекой Индии тверской Колумб — купец Афанасий Никитин... Уже стоит навестить Тверь, чтобы на месте поизучать историю отечества.

Немудрено и загоститься

Но мы — в 17 километрах от берегов Волги. Здесь серовские места — единственный на всю Россию Музей-усадьба художника Валентина Серова. Из этих мест, из Домотканова — его дивные пейзажи, игра света и тени в листве.

Усадьба Серова хранит дух «загостившегося» художника.

«Приехал сюда Серов как-то в майские дни в пору сирени, загостился и остался жить»,— говорит Владимир Ткалич.

Ни единой работы Серова в усадьбе нет, и сам музей не в том здании, где жил художник, но дух его здесь точно «загостился». Парк, пруды, свет и тень — ничто не переменилось с рубежа XIX — XX веков. Добавим, что Домотканово также восстанавливается как проект Всемирного банка.

Императорский дворец: до реставрации 2012 года, сейчас и после 2015 года

Эскиз проекта: ГК «ИНТАРСИЯ»

↑ Наверх