Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Дворцовая площадь стала огромной шахматной доской

Всемирный день шахмат отметили в Петербурге реконструкцией партии 90-летней давности

Ровно 90 лет назад 20 июля было, как и в нынешнем году, воскресеньем. В тот день в Париже во время проведения VIII летних Олимпийских игр торжественно объявили о создании Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ). С 1996 года эта дата отмечается как Всемирный день шахмат.

«Живые шахматы» на Дворцовой 20 июля 1924 г. Маэстро Романовский (справа) сделал ход. Адъютант по телефону передает его. Фото из собрания ЦГАКФФД.


И так уж совпало, что в тот самый день, 20 июля 1924 года, в Ленинграде на Дворцовой площади (тогда она называлась площадью Урицкого) была разыграна партия в «живые шахматы». Армиями из человеческих фигур командовали два сильнейших на тот момент питерских маэстро — Илья Рабинович (белые) и Петр Романовский.

Энтузиасты из общественного движения «Энергия жизни» решили реконструировать ту партию — не только для того, чтобы вспомнить интереснейший факт из истории города, но и чтобы лишний раз привлечь внимание к древней мудрой игре. 

Дворцовая площадь снова, как и 90 лет назад, стала огромной шахматной доской. А командование над армиями живых фигур приняли известные питерские гроссмейстеры и постоянные участники чемпионата «Вечёрки» по быстрым шахматам Никита Витюгов (белые) и Валерий Попов. 

«Живые шахматы» на Дворцовой 20 июля 1924 г. Фото из собрания ЦГАКФФД.

Та партия 1924 года заслуживает отдельного рассказа. Она была насквозь идеологизированной, в ней противостояли друг другу… Рабоче-крестьянская Красная армия и Рабоче-крестьянский Красный флот! Краснофлотцы в своей парадной белой форме изображали белые фигуры, а красноармейцы и краскомы в полевой форме защитного цвета — фигуры черные. «Главнокомандующие» Рабинович и Романовский сидели тут же, на Дворцовой, каждый за своим столиком, и свои «приказы» передавали фигурам через адъютантов по телефону.

Сами шахматные фигуры были исполнены весьма необычно. Так, например, ладью представляло небольшое полевое орудие с расчетом из трех человек. Конями были настоящие кони, с всадниками в седлах. Королей представляли целые знаменные группы с развернутыми стягами. Пешками были рядовые и матросы, стоявшие при винтовках по стойке смирно.

Интереснее всего было смотреть на ферзей, или, как тогда принято было эту фигуру называть, королев. Белую королеву изображала молодая красавица жена Ильи Рабиновича, а черную — пышная крестьянка с серпом и колосьями на груди!

Костюмы для шахматных фигур молодого петербургского дизайнера Ксении Зенской.

Партия, как писала тогда «Ленинградская правда», была «долгой, изнурительной и по-советски упорной». Соперники разыграли скандинавскую защиту, Петр Романовский черными пожертвовал пешку, за которую получил мощную атаку. Однако Илья Рабинович сумел защититься. Восемь с лишним тысяч зрителей в течение пяти часов следили за увлекательнейшими перипетиями партии, завершившейся вничью на 67-м ходу. 

Организаторы и участники партии нынешней не стали дословно восстанавливать партию 90-летней давности. Пешки и фигуры изображали волонтеры движения «Энергия жизни», для которых костюмы, вполне условно-театральные, придумала молодой петербургский дизайнер Ксения Зенская. Правда, одела она только фигуры. Пешкам дозволено было явиться в любой форме белого или черного цвета, к которой выдавалась того же цвета театральная маска.

Никита Витюгов и Валерий Попов не стали повторять партию Рабиновича и Романовского, а выбрали для демонстрации партию более короткую и более интересную, на их взгляд, — сыгранную ровно сто лет назад в Петербурге, в мае 1914 года, действующим чемпионом мира Эммануилом Ласкером и будущим «шахматным королем» Александром Алехиным.

Людмила Ручкина — энтузиастка «Энергии жизни» в костюме пешки в театральной маске.

Правда, гроссмейстеру Попову партия, по его словам, «не лишенная красивостей», показалась в чем-то некорректной, и он прямо за доской решил «поправить» Алехина, за которого играл черными. Чем привел в некоторое замешательство и своего соперника Никиту Витюгова, и комментировавшую партию Ирину Судакову, гроссмейстера среди женщин…

Зато такое развитие событий необыкновенно понравилось энтузиастке «Энергии жизни» Людмиле Ручкиной, изображавшей черную пешку f7. «Черная королева просто налетела на белого короля, и тот стал метаться в поисках спасения, при этом пытаясь защитить свою королеву! — восторженно делилась она впечатлениями с корреспондентом «Вечёрки». — И это ему удалось, закончилось все ничьей из-за вечного шаха».

Полторы тысячи любителей шахмат не только были зрителями, но и играли друг с другом.

Впрочем, как по окончании игры объяснил мне Валерий Попов, оригинальная партия между Ласкером и Алехиным также закончилась вечным шахом. Никита Витюгов сумел за доской опровергнуть наскоки Попова, и игра с некоторой перестановкой ходов вырулила на исходную колею, соперники согласились на историческую ничью на 24-м ходу.

А полторы тысячи любителей шахмат, пришедших на Дворцовую площадь, могли не только пребывать в роли зрителей, но и сыграть друг с другом в свое удовольствие за шахматными столиками, привезенными организаторами, а вечером поучаствовать в сеансе одновременной игры, который в шахматном клубе «На Петроградской стороне» дал гроссмейстер Марат Макаров.

Фото Михаила Седова и Владимира Чигиринова («Энергия жизни»)
↑ Наверх