Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Джон Фэлд: В России нужно использовать научный потенциал

Профессор одной из ведущих в США бизнес-школ специально для «W» раскрыл секреты успешного «стартапа» и сравнил американские и российские стартовые условия

На прошлой неделе в Петербург приезжал профессор одной из ведущих в США бизнес-школ и исполнительный директор американского Центра предпринимательства и инноваций 

За плечами Джона Фэлда — более 20 лет работы на руководящих должностях и в небольших «стартапах», и в крупных компаниях.

 

Фото: предоставлено собеседником

Джон Фэлд (Jon Fjeld)
Профессор стратегического менеджмента Школы бизнеса имени Фукуа Дюкского университета и исполнительный директор Центра предпринимательства и инноваций.
Свою карьеру начал, помогая профессору кафедры философии Дюкского университета. Затем устроился в корпорацию IBM. 13 лет проработал там на руководящих позициях. C 1995 по 2000 год управлял двумя высокотехнологичными стартовыми проектами. Затем стал вице-президентом по проектированию в компании, производящей промышленную робототехнику. С 2005 года преподает предпринимательство в бизнес-школе и возглавляет центр по развитию предпринимательства. Только за последние годы десятки выпускников Фэлда заработали на своих «стартапах» от 2 до 20 миллионов долларов.

— Джон, в России молодые бизнесмены называют основной проблемой отсутствие поддержки государства. А как обстоит дело с этим в Америке?
— «Стартапы» у нас серьезно поддерживаются. Впрочем, начать бизнес тоже непросто. Но сложнее даже не начать, а сохранять его на должном уровне.

— Сравните условия для старта своего дела в России и в Америке…
— Если говорить о студентах университета Дюка, обучающихся по программам подготовки бакалавров, и студентах СПбГУ, то разница невелика. Запуская бизнес, они, как правило, отвечают на запросы сверстников. Различия появляются на следующем возрастном уровне. Там речь уже идет о новых технологиях и разработках. Надо сказать, я не такой уж эксперт по России, но попробую описать пару основных моментов. Во-первых, это рынки. У нас разные потребители. Во-вторых, в США приемлют неудачи. Почти у каждого американского предпринимателя за плечами один-два безуспешных «стартапа». Никто не боится начинать заново. В России же к этому относятся строго негативно. Вот почему порой даже очень умные и талантливые россияне не открывают своего дела — боятся, что что-то не получится.  И в-третьих, в Америке присутствие ангелов-инвесторов, опекающих и поддерживающих молодежь, а также венчурный капитал гораздо более доступны...

— А у американских бизнесменов какие проблемы возникают?
— Надо сказать, у корпораций нет национальной принадлежности, а значит, и национальных проблем. А для небольшого бизнеса это защита изобретения от плагиата. Также это доступ к стартовому капиталу. Он усложнился за последнее десятилетие.

— Если б вы запускали в России бизнес, каким бы он был?
— У последней компании, в которой я работал, было подразделение в Москве. В России необыкновенно высокий научный потенциал, талантливые физики и математики, технические специалисты потрясающе высокого уровня. Я открыл бы, например, компанию по созданию компьютерных игр. Разрабатывать их здесь и дистрибутировать на Запад несложно. Но для начала нужно было бы, конечно, исследовать организационные моменты и лично пообщаться с клиентами. А вот если бы я запускал в России, например, компанию вроде «Facebook», я бы очень задумался о выгоде этого проекта. Ведь ее основной офис слишком далек от основного потребителя.

— В России самая популярная социальная сеть — «Вконтакте». Кстати, по слухам, она планирует выходить на Америку. Что вы об этом думаете?
— Тут у меня возникает встречный вопрос: если это аналог «Facebook», зачем кому-то в Америке переключаться на него или добавлять его к «Facebook»?

— Как вы оцениваете уровень бизнес-образования в России?
— Те люди, с которыми я сталкивался в этой сфере, — специалисты высочайшего уровня. Мне кажется, если у российских предпринимателей и будут проблемы, то дело не в уровне образования, а в недостатке поддержки.

— Приведите примеры ваших учеников, которые недавно запустили и успешно поддерживают собственный бизнес…
— Таких компаний немало. Например, «Advanced Liquid Logic» создана в 2004 году и производит микрожидкости для диагностических центров. Ее стоимость сейчас около 20 миллионов долларов. Тогда же появилась компания «Affinergy». Она выпускает биологический клей. В 2006 году мои студенты организовали компанию «Precision BioSciences». Она работает над изменениями и модификацией ДНК. Вставка новых участков в цепи ДНК позволяет изменять свойства растений и культур. Сейчас они изучают цепи ДНК у животных. На следующий год появилась компания «Grassroots Biotechnologe». Она специализируется на технологиях по выращиванию растений в сельском хозяйстве. Все эти компании заработали от 2 до 20 миллионов долларов за время своей работы.

— Выходит, самый успешный бизнес сегодня основан на инновациях?
— Безусловно! Такой бизнес еще называют «life sciences» — наука о жизни, все, что касается медицины, инжиниринга и биоинжиниринга. Технологическая составляющая плюс бизнес — сочетание, приносящее успех.

— Компании, о которых вы рассказали, запускались ученым и бизнесменом в одном лице или партнерствами?
— Как правило, это партнерство между бизнесменом и одним или двумя учеными.

— Как они находят друг друга? У нас в России с этим большая проблема...
— Здесь как раз выходит на первый план поддержка со стороны государства. У нас в Дюкском университете действуют программы коммерциализации научных и технических достижений. Одну из программ веду я. Свожу студентов научных и бизнес-специальностей, учу их совместной разработке бизнес-плана. Также в Северной Каролине работает совет по развитию предпринимательства. Там тоже очень поддерживают людей и их проекты.

— А как потом делят прибыль ученые и бизнесмены?
— На этапе старта о доходах говорить рановато. Это скорее акционерный капитал. Из тех примеров, что я привел, была одна компания, основанная опытным и именитым ученым в партнерстве со студентом-юристом MBA. Работали они одинаково, но делили прибыль по принципу 80% на 20%. Стандартное разделение в других случаях, когда люди находятся примерно на одинаковом уровне, — 50% на 50%.

 

 

5 советов молодому бизнесмену специально для «W» от Джона Фэлда
1. Знайте клиентов лично. Идите встречайтесь и общайтесь с ними.
2. Учитесь общаться. Пусть это заботит вас больше, чем техническая сторона.
3. Ищите нужных людей. Умейте заинтересовать их. Делитесь с ними. Думайте о них больше, чем о себе.
4. Будьте честны с собой. Признавайте проблему, а не делайте вид, что ее нет.
5. Думайте о деньгах. Уделяйте равное внимание тому, откуда они приходят и куда уходят.

 

Качества успешного бизнесмена по мнению  Джона Фэлда
— Любопытство
— Умение задавать вопросы
— Наблюдательность
— Творческий подход
— Умение презентовать идеи
— Умение играть в команде
— Поиск новых решений
— Настойчивость
— Трудолюбие и упорный труд
— Умение никогда не сдаваться
— Честность

Беседовала Ирина Панкратова
↑ Наверх