Газета выходит с октября 1917 года Thursday 18 апреля 2024

Единоверцы хотят переехать на место Музея Арктики

При этом у них нет денег на ремонт приходского помещения площадью 160 квадратных метров

Судьба петербургского Музея Арктики и Антарктики может быть решена до конца февраля. Передадут здание на улице Марата, 24а, Никольской единоверческой церкви, переедет музей в новое? Или все останется как есть? Чтобы ответить на эти вопросы, в Петербург приедут представители всех заинтересованных министерств и ведомств. Но даже если их решение будет в пользу переезда, как минимум на четыре года музей останется где и был. До тех пор, пока не будут найдены финансирование — это 2,5 миллиарда рублей — и новое помещение площадью от 4 тысяч квадратных метров.

Виктор Боярский уверен, что вопрос с переездом можно решить, только подойти к этому надо обстоятельно.


Немного предыстории. Единоверческая церковь, одним из адептов которой позже стал знаменитый физиолог профессор Алексей Ухтомский, построила это здание в 1827 году. Но в советские годы молящихся разогнали, а храм перестроили. С 1937 года там расположился Музей Арктики. С 1991 года проявившаяся община единоверцев начала предпринимать попытки вернуть себе храм. Церковь начала судиться. Арбитраж оставил здание за музеем. Потом в 2010 году Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». И в исполнение этого закона вышло распоряжение Росимущества о передаче музеем здания бывшего Никольского единоверческого храма религиозной общине.

Далее ситуацию корреспонденту «ВП» описал директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский:

— Здание пока в федеральной собственности и находится в оперативном управлении музея. Чтобы изменить ситуацию, одного распоряжения Росимущества мало. Нужен еще большой пакет документов и мероприятий. Во-первых, нам необходимо здание. Во-вторых, нам нужны деньги на переезд. А если учитывать, что из 60 тысяч экспонатов, которые надо перевезти, 40 тысяч находятся в составе Музейного фонда РФ и их перемещение должно быть тщательно подготовлено, включая реставрацию, консервацию и страховку, то нужно порядка 2,5 миллиарда рублей. Церкви тоже нужны будут большие деньги, поскольку им придется возвращать реконструированное в 1930-х годах здание к первоначальному виду. А они не могут обустроить предоставленные им в соседнем доме 160 квадратных метров.

Музей ежегодно тратит на коммунальные услуги 1,2 миллиарда рублей в год. 60 миллионов потрачено на текущий ремонт.

Но Виктор Боярский не отказывается рассматривать варианты переезда. Среди приемлемых вариантов помещений: Музей Арктики и Антарктики и Арктический и антарктический НИИ готовы совместно построить культурно-досуговый центр на законсервированном участке на берегу реки Смоленки. Но для этого нужно решение города, Гидромета, федеральных властей и инвесторов. Также рассматриваются планы переезда на Ново-Адмиралтейский остров или в Кронштадт. В последнем случае можно было бы пополнить фонды музея ледоколом «Арктика» и открыть его для посещения.

Но все вкупе — строительство здания, переезд — очень затратные мероприятия, и пойдут ли на них федеральные власти ради реституции, представители этих самых властей собираются решить до конца февраля.

Как объяснил корреспонденту «ВП» председатель секции истории авиации и космонавтики СПбО ИИЕТ РАН Виталий Лебедев, это мероприятие не только затратно, но еще и опасно:

— Во время переезда Центрального военно-морского музея был серьезно поврежден истребитель «И-16» дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова. Теперь его предстоит реставрировать. В Музее Арктики и Антарктики хранится самолет-амфибия конструктора Шаврова «Ша-2». Уникальный экспонат и тоже очень хрупкий.

Тем не менее единоверческая церковь добилась возвращения им здания. Как они сами утверждают, это — восстановление исторической справедливости. Но если оценивать реально, им не потянуть содержание такого объекта. Несколько лет назад им передали помещение в 160 кв. м на улице Марата, 22 — 24. Там раньше располагался магазин «Медтехника». И уже несколько лет община им практически не пользуется, поскольку у нее нет средств на ремонт — там отсутствует даже отопление. И на сайте единоверческой церкви висит «вечное» объявление, что нужны средства для скорейшей реконструкции, и обращение за помощью к верующим. Напрашивается вывод: в случае передачи общине памятника архитектуры вряд ли ее благосостояние изменится. Разве что инвестор найдется...

↑ Наверх