Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Пичугин и Кармалита: На «Ленфильме» думают уже только о хорошем

Одним из ярких событий 21-го фестиваля российского кино «Окно в Европу» стала презентация проектов студии «Ленфильм»

Режиссеры, продюсеры, актеры, критики, блогеры собрались, чтобы услышать правду о многострадальной студии из уст таких авторитетов, как генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин, главный редактор студии Светлана Кармалита, многоопытный режиссер Сергей Снежкин и их молодые коллеги.

Чтобы разговор не был голословным (в последнее время мы слышали столько анонсов от «Ленфильма» — пора переходить к делам), начали с показа свежеиспеченных картин «Дар» и «Крылья» — детского, а в связи с новыми веяниями семейного кино. Дали слово народному артисту РФ Сергею Снежкину («ЧП районного масштаба», «Похороните меня за плинтусом», «Белая гвардия», сериал «Брежнев»). Человек критического ума, крайне резких оценок, Снежкин на этот раз выглядел оптимистом: «Я окончил ВГИК, приехал в Ленинград по распределению на «Ленфильм» и вот уже четверть века верой и правдой служу «Ленфильму», с которым пережил и взлеты, и падения, но если говорить о дне нынешнем, я чувствую себя счастливым человеком и счастливым художником. С радостью работаю со Светланой Кармалитой и Эдуардом Пичугиным — это те самые люди, которые в этот день и этот час необходимы возрождающейся студии».

Энергичный 42-летний гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин в ходе презентации несколько раз повторил мысль о том, что на студии сегодня сложилась деловая, рабочая атмосфера: «Мы думаем только о хорошем будущем, естественно, не забывая про нашу историю. В начале августа мы рассказали о создании своей экспозиции на «Кино Экспо», о создании международного симпозиума по визуальным эффектам и по другим специализациям, о представлении на студии новых технологий. Все это сейчас реально происходит на студии — события, мероприятия. Мы готовим будущих киноинженеров, отправляем гримеров в Голливуд на стажировку и так далее. Зайдите на студию, вы сами увидите, что она живет, работает».

Как известно, концепция развития «Ленфильма», предложенная Эдуардом Пичугиным и его командой, победила в упорной и многотрудной борьбе с другими концепциями. Было сломано столько копий, дело дошло до судов, обличительных статей и разоблачений. Казалось, после этого для режиссера Александра Сокурова и продюсера Андрея Сигле (авторов «проигравшей» концепции), теперь путь на «Ленфильм» заказан. Но, похоже, у нового гендиректора студии хватает мудрости и такта «разрулить» и эту сложнейшую ситуацию. Вот что сказал Пичугин в Выборге: 

— Мы сегодня полностью в конструктивном русле идем к одной цели — к возрождению киностудии, и с Александром Николаевичем Сокуровым у нас нет совершенно никаких противоречий. Мы чуть ли не каждый день общаемся, разговариваем о будущих проектах. У Сокурова есть несколько хороший идей, в его мастерской талантливая группа ребята, которые стремятся научиться азам и высотам будущей профессии. Им нужна практика, мы и это обсуждаем, берясь помочь в прохождении практики на нашей студии, на наших же проектах. Я хорошо помню, когда мы только приступили к реализации проекта, Александр Николаевич пришел и сказал: «У меня есть несколько интересных идей для реконструкции и ремонта студии, давайте построим улицы, давайте сделаем этот фасад так, а здесь вот так». И всегда это были абсолютно правильные конструктивные советы, к которым мы сами пришли, увидев это где-то на голливудских студиях. Мы общаемся и продолжаем общаться. С Андреем Сигле мы вместе представляли картину Константина Лопушанского «Роль» на ММКФ, потому что вместе участвовали в производстве. Все видели, что у нас нет войн, непримиримых расхождений, все мы — ленинградцы, петербуржцы, мы в одном цехе, одной лодке, и сегодня мы действительно вместе восстанавливаем, возрождаем студию.

На презентации проектов «Ленфильма» зашел разговор и о Федоре Бондарчуке в амплуа председателя совета директоров петербургского киноконцерна. Эдуард Пичугин, давний партнер и друг Федора Сергеевича (вскоре они откроют новый киноцентр «Великан» в Александровском парке), рассказал, что Бондарчук еще два года назад, когда на студии царили хаос и затишье, пришел на «Ленфильм» со своим масштабным проектом — фильмом «Сталинград» (в российском прокате с 24 октября) и тем самым дал работу многим цехам и службам. Фильм он разместил в павильонах, строил декорации, брал костюмы на «Ленфильме», обратившись за помощью к ленфильмовцам в создании этого эпического полотна.

Не так давно Бондарчук «привел» на студию и масштабный проект «Батальон» Игоря Угольникова. Что касается реального присутствия Федора Сергеевича на Петроградской стороне, о чем так пекутся критики этой ситуации, то многоопытная Светлана Кармалита сказала, что и в советские времена была аналогичная ситуация, когда «Ленфильм» курировал московский человек, главное, чтобы это был человек, радеющий за студию, влиятельный, неравнодушный. А Бондарчука никак не назовешь свадебным генералом.

Светлана Кармалита рассказа и об очень интересном замысле: «На «Ленфильме» есть сценарий, на который мы очень рассчитываем. Это история о переводчиках произведений Джеймса Джойса на русский язык, их расстреле в 1937 году, о литературном Петербурге 20 — 30 годов прошлого века, до сталинских репрессий. Из-за трагической судьбы переводчиков Джойса напечатали в России очень поздно. А ведь еще Сергей Эйзенштейн привез Джойса в Советский Союз. Сценарий очень дорогой, и картина будет дорогая, историческая. Сценарий написал Юрий Мамин по воспоминаниям людей, близко знавших переводчиков Джойса, и, конечно, мы должны дать этому мастеру возможность экранизировать им же написанную историю».

Светлана Кармалита рассказала и о судьбе последней картины ее мужа Алексея Германа «Трудно быть богом»: «Канн нас просил подождать, но мы не можем ждать следующего мая. К Венеции мы не готовы, там уже на днях фестиваль стартует. Мы с Алексеем Юрьевичем очень любили Римский кинофестиваль Марко Мюллера. Так что, думаю, мы в Рим поедем, в ноябре, с картиной «Трудно быть богом». И сразу же после Рима — премьера в России. Будет прокат на всю страну, а премьеры пройдут в Москве и Петербурге. В Петербурге очень хотим устроить премьеру в новом киноцентре в Александровском парке, который построил Эдуард Пичугин. Там большой кинотеатр, шесть залов, уже прошли пробные просмотры.

↑ Наверх