Ее лук оказался вдруг…
Корреспондент «ВП» побывал в гостях у английской спортсменки с питерскими корнями
Она могла бы стрелять за сборную своей страны на лондонской Олимпиаде. Но в Ормскерке, возле Ливерпуля, где живет Владлена Колесникова-Пристман, ливни превратили стрельбище в болото. Впрочем, сейчас спортсменка не переживает об «упущенной возможности», сконцентрировавшись на работе в школе с «трудными подростками». …Корреспондент «ВП» разыскал в Англии лучницу с питерскими корнями, которая выступала еще за команду СССР.
Миссис Пристман
Ричард выстрелил на Играх Доброй воли
У Владлены Пристман — питерские корни. Правда, сама спортсменка родилась на Украине, в Сумах, но прадедушка ее еще до революции трудился инженером в нашем городе на одном из «немецких» заводов. Был даже завцехом. А родной брат прабабушки Владлены, по фамилии Исаков, возглавлял редакцию, располагавшуюся в Ленинграде, в Доме книги на Невском проспекте.
«Исаковы, насколько мне известно, до сих пор живут в Петербурге, но только разыскать мне их никак не удается, — вздохнула спортсменка, которая последний раз виделась с родными в семьдесят четвертом. — Еще на берегах Невы остались подруги: Вера, например, квартирует в Приморском районе».
Сама Владлена стала знаменитой в сборной Англии — соревновалась, в частности, на международном чемпионате в закрытых помещениях в 2009-м. Кстати, в 2001 году она вместе со своим супругом выступала за эту команду на международном турнире в Петербурге. А Ричард Пристман даже «отстрелялся» здесь на Играх доброй воли в 1994-м.
С будущим супругом Лена познакомилась традиционно — на турнире. Только вот у ее Ричарда, увы, «львиного сердца» не оказалось… Он привык слушаться маму. А свекровь Владлену невзлюбила и «тиранила» ее несколько лет.
Развод по-английски — убойная штука. Одна британская жена рассталась со своим российским суженым, моим знакомым, просто вывезя в его отсутствие все вещи из квартиры — и тем самым известив о разрыве отношений. Се ля ви.
Зато в Британии — не как во Франции или в Финляндии: у мам из России ребенка не отбирают.
«Более 90 процентов детей, после того как их родители разводятся, остаются жить с мамами, как в моем случае, — гордится нормами британского «семейного кодекса» лучница Влада. — Исключения составляют лишь те случаи, когда жена не имеет работы или ведет себя асоциально, а отец, напротив, богат и успешен».
У Пристман детей двое — сын Джордж (дедушку Владлены Георгием звали) и дочь Ана («нейтральное в Англии имя»). Оба спортом занимаются. Мальчик — удивительно — за лондонский «Челси» болеет.
«Ана внешностью напоминает англичанку, а характер — русский: любит огурцы соленые и пироги. А вот у Жорика физиономия славянская, но характер английского сноба. Сидит у телевизора — и даже в магазин, сейчас сами увидите, сбегать его не заставишь…»
Ормскерк застроен симпатичными домами, улицы чисты, но работу в нем сложно найти
Камина нет, зато повсюду раритеты
«Заходите, — пригласила меня в «двухэтажную квартиру», как в Ормскерке еще называют частное жилье, Владлена. — Только не судите строго: у меня бардак — барахло мужа все еще валяется».
…Типичная британская прихожая: разуться негде. Огромная гостиная с ковром и плазменной панелью. Есть еще и пианино, но оно заставлено какими-то трофеями, призами, книгами. В серванте, за стеклом, наград и раритетов еще больше. Например, бутылка колы, которая хранится там нераскупоренной аж с Олимпийских игр-1984 в Лос-Анджелесе — это теперь сувенир.
«Мои знакомые твердили, дескать, Ричард — типичный британец, — продемонстрировала свадебную фотографию, заботливо хранящуюся в шкафчике на видном месте, Владлена. — Он человек хороший, только долго жил с родителями, с мамой. Раньше работал в банке, но несколько месяцев назад уехал в Латинскую Америку: тренировать профессиональных лучников по контракту».
Обстановка в доме скромная, почти спартанская. «Подруги удивляются, почему у меня нет камина — только плита газовая, — продолжила хозяйка. — Но хороший камин стоит тысячу фунтов. Да и топить его надо углем — пыли много».
На своей машине Пристман ездит к муниципальному стрельбищу — с личной установкой для блочного лука. Стрельбище находится за городом, на поле. Когда-то фермеры сажали там картошку, помидоры (ливерпульские окрестности известны на всю Англию своими помидорами — здесь почва щелочью богата). Но потом его отдали лучникам. В прошлом году поле, увы, дождями затопило — всю весну и лето стреляли, не снимая резиновых сапог. До сих пор не просохло. Где тренироваться дальше, пусть даже поддерживая форму, неизвестно — власти в Англии спортсменов не спонсируют.
«Было у нас поле для футбола и крикета, где ребята занимались спортом. Но местная администрация его отобрала: задумала коттеджное строительство ради высоких доходов, — посетовала Пристман. — Но из-за кризиса не нашлось денег, и проект похоронили. А дети остались без поля… Воров и дураков везде хватает, в том числе и в нашей Англии. И почему-то большинство из них всегда находятся у власти».
Собор Петра и Павла — действующий, но открыт только по средам
Как лучница научила детей играть в шахматы
Поэтому приходится крутиться. Пристман 10 лет работала преподавателем русского языка в комьюнити для взрослых — пока колледж не закрыли от безденежья. И переводчиком в местной тюрьме: там много наших или польских эмигрантов. А теперь устроилась… помощником учителя в среднюю школу. Что это за профессия такая? Дело в том, что в каждом классе есть как группа одаренных мальчиков и девочек, так и «когорта» трудных подростков. А равномерную учебную нагрузку по британскому законодательству обязан получить каждый из них… Пристман шефствует как раз над «даунами и заиками».
…Конкурс на место большой, а получает помощник учителя гроши. Во всяком случае, по словам Пристман, у нее зарплата много меньше 200 тысяч фунтов в год, какие получают стоматологи или хирурги.
И тем не менее бывшая лучница оставила здесь «легасси» — наследие. Это ее ученики — по стрельбе из лука и… шахматам — 200 человек, которых она приобщила к игре.
Справка
Ормскерк — город-храм. Именно так и переводится его название — со времен викингов, которые и основали это поселение. Знаменит кафедральным собором — Петра и Павла. Собор XIII века — достопримечательность архитектуры: в Англии всего три храма, у которых башня (tower) и шпиль (steeple) отделены друг от друга. За алтарем — изделия из нашего, русского дуба. И роскошный орган — 3,5 тысячи труб.
Когда-то крупный центр английской текстильной промышленности (ради многочисленных мануфактур здесь выкопали длинные каналы — ведь на лошадях огромное количество сырья не подвезешь, только на баржах) теперь захирел. Нет в Ормскерке текстильной промышленности — товары китайские. Закопаны и многие каналы, проданы фабрики, мельницы.
Метки: Международное Из первых рук Благотворительность
Важно: Правила перепоста материалов