Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 июля 2024

Ее называли железной леди советского кинематографа

В Москве простились с Татьяной Лиозновой

Ушла из жизни кинорежиссер, снявшая всенародно любимые картины — «Три тополя» на Плющихе», «Карнавал», первый советский сериал «Семнадцать мгновений весны». Последние годы Татьяна Лиознова тяжело болела. Она скончалась в минувший четверг на 88-м году жизни.

До последнего дня, до последней минуты она думала, работала. Однажды руководство Первого канала решило выпустить цветную версию самого «хитового» фильма Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Одного при этом опасались, что режиссер оригинального варианта не примет новое, цветное прочтение. Но Татьяна Михайловна отсмотрела оцифрованную, полноцветную версию своего фильма и... осталась довольна. Когда создатели «Штирлица» в цвете робко поинтересовались — а есть ли вопросы и возможные претензии к новой версии, парировала: «К работе я подхожу педантично. Тут нет места эмоциям. Я увидела произведение, достойное телеэкрана...»

Четкость формулировок и невероятную требовательность ко всем, помнится, подчеркнул сам Штирлиц, то есть актер Вячеслав Тихонов. «Татьяна Михайловна была сильней меня на площадке, — незадолго до смерти рассказал о своей работе в телефильме «Семнадцать мгновений весны» Тихонов. — Убедительная и волевая, лаконичная и скорая на принятие подчас радикальных решений. Ее многие побаивались, да, именно — побаивались. И мне иногда было зябко от той робости, которую я испытал на ряде эпизодов. Но в той силе — действия, слова — была вся Лиознова...»

Подчас радикальная в принятии стратегических решений, Лиознова вызывала некоторую растерянность у всех, с кем имела дело. О своей работе над фильмом «Три тополя» на Плющихе» вспоминает композитор Александра Пахмутова: «Когда она сказала, что хочет использовать мою песню «Нежность» в своей картине, поначалу я была решительно против. Как так, такая хрупкая, изящная песня с прекрасной оркестровкой, и вдруг — в исполнении... ну, не самого профессионального певца. Я не могла пойти на этот риск и непонятный поначалу эксперимент. Тогда Лиознова решилась на хитрость. Она отсняла этот момент — с песней — и дала мне его посмотреть. Вариант с переходом от одного исполнителя к другому, вариант, когда главная героиня уступает место профессиональному певцу, меня устроил. Пока я не дала положительный ответ, Лиознова буквально держала меня железной хваткой. А ведь все получилось».

Актриса и режиссер, исполнительница главной женской роли в картине «Три тополя» на Плющихе» Татьяна Доронина и сама была в легкой оторопи от жесткой, подчас жестокой дисциплины на площадке у Лиозновой. «Как актриса я не могла принять такое, но как режиссер отчасти понимала: так надо, такая атмосфера формирует продуктивный настрой, — делится своими впечатлениями Татьяна Доронина. — И при этом внешняя жесткость и четкость поведения скрывала теплого и душевного человека, который печется о каждом из нас. В ней не было надменности или ханжества «великого творца». Она просто делала свое дело и шла вперед, невзирая на препятствия. В этом я ей немножечко завидую».

Татьяна Лиознова сняла фильмы «Евдокия» (1961), «Им покоряется небо» (1963), «Три тополя» на Плющихе» (1967), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Карнавал» (1982), а также прославленный 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны».
Татьяна Лиознова была отмечена рядом почетных наград — в частности, в 1999 году ей присудили орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, в 2009 году — ту же награду IV степени. С 1984 года она носила звание народной артистки СССР.

Дмитрий МОСКОВСКИЙ
↑ Наверх