Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Его черно-белое лето

В Новом выставочном зале Музея городской скульптуры открыта выставка хорватского фотохудожника Станко Абаджича

До 25 сентября в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры открыта выставка хорватского фотохудожника Станко Абаджича.

Это первая персональная выставка художника в России. Желание выставиться именно здесь возникло у Абаджича после того, как он наткнулся в Интернете на статью о выставке «Петербург Бориса Смелова», проходившей в музее в конце прошлого года. Впрочем, петербургский след наблюдается в его жизни гораздо раньше: когда Станко исполнилось пятнадцать, отец подарил ему советский фотоаппарат «Смена-8», выпускавшийся на ЛОМО. Но сделать фотографию своей профессией в социалистической Югославии Станко не решился и стал филологом-германистом. Прекрасное знание языка пригодилось будущему художнику, когда во время войны за независимость 1991 года он вместе с семьей покинул Югославию и обосновался в Германии: там он работал учителем немецкого. И только переехав в Прагу, Станко Абаджич решил профессионально заняться фотографией. Он остался верен классике — аналоговой фотографии, черно-белой пленке.

Глядя на фотографии Станко Абаджича, с трудом веришь, что в жизни этого человека были испытания, лишения. Это счастливый, яркий, солнечный мир: пляжи Адриатики, дворики, улочки небольших городов. «Меня занимают все времена года, но больше всего — лето, потому что для моих фотографий важен свет и игра тени. У меня есть также туман и зимние снимки — каждое время говорит своим голосом».

Целующиеся влюбленные, впервые закурившие подростки, пожилые дядечки, перекидывающиеся на пляже в картишки, — люди подпускают к себе фотографа очень близко. «Вы используете сильную оптику?» — «Никакой специальной оптики». — «Тогда неужели ваши герои не выражают недовольства, что их застали врасплох?» — «У меня не возникает проблем с людьми — я люблю людей. Иногда я разговариваю с ними, но всегда после того, как их сфотографировал». Художник сознательно игнорирует приметы времени — только, пожалуй, одежда выдает в героях Станко Абаджича современность. «Я стремлюсь делать снимки без обозначения времени, — объясняет художник. — Мне интересны личности, а не группы и не масса».

Разумеется, невозможно было не спросить Станко Абаджича, какое впечатление на него произвел наш город: «Санкт-Петербург — невероятный город, — ответил он, — все время с новыми панорамами набережных, каналов, мостов, которые я прежде всего здесь и фотографировал».

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх