Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Его профессия — Дон Кихот

Народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР Владимиру Зельдину — 100 лет!

Как сообщают некоторые источники, он — «старейший действующий актер в мире». Это чистая правда. В свой столетний юбилей Владимир Михайлович выйдет на сцену Центрального академического театра Российской армии. Вот что рассказала нам завлит театра Марина Астафьева об этом вечере: 

— Сегодня Владимир Михайлович выйдет на сцену нашего театра в юбилейном вечере «100, или Танцы со временем». Содержание программы не станет для него большой неожиданностью, ведь Владимир Михайлович принимает в ней активное участие: он будет играть отрывки из спектаклей, читать стихи, петь песни из фильмов со своим участием. В программе есть неожиданные решения. Например, предполагается, что юбиляр начнет читать монолог Жванецкого, который подхватит Михаил Михайлович, но раскрывать секреты вечера я, конечно, не могу. 

Добавим, что поздравить Владимира Зельдина придут многие деятели культуры, в том числе балетмейстер Владимир Васильев, артисты Александр Ширвиндт и Геннадий Хазанов, певцы Иосиф Кобзон и Тамара Гвердцители. Все билеты на вечер давно проданы. 

Также к столетию артиста переиздана его книга «Моя профессия: Дон Кихот». 

Не перечислить всех наград и признаний, которых Владимир Михайлович был удостоен. Это и «Золотая маска», и «Хрустальная Турандот», и кинопремия «Ника»… Также он является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» (IV, III, II, I степеней). 

Но больше поражает другое — сколько событий, имен, встреч вместила жизнь Владимира Михайловича. Ему «выпало в империи родиться», немного застав прежнюю страну и эпоху. Его творческая биография отсчитывается с 1935 года, когда Зельдин окончил Театральное училище при Театре им. МОСПС (ныне — Театр имени Моссовета) и стал работать в этом коллективе. Непросто поверить в то, что актер, который выйдет сегодня, в свой юбилейный вечер, на подмостки (чтобы не просто сидеть в кресле юбиляра и принимать поздравления, а самому играть, петь и танцевать), стал артистом в то время, когда еще был жив Станиславский, а Мейерхольд еще руководил театром своего имени. Или такой факт: одна из первых ролей Зельдина — студент в спектакле «Васса Железнова», поставленном великой Серафимой Бирман; так вот, премьера состоялась спустя несколько месяцев после смерти Горького. 

И если взглянуть на биографию юбиляра в ракурсе кино, можно найти немало знаменательных перекличек. Всенародная популярность пришла к Владимиру Михайловичу после фильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941), где Зельдин сыграл дагестанского пастуха Мусаиба Гатуева; и в фильме Михаила Шевчука «Лучшая девушка Кавказа» (2015), который еще не вышел на экран, оказалась востребована восточная фактура артиста. Зельдин снимался у Эльдара Рязанова и в «Карнавальной ночи» 1956 года, и 50 лет спустя — в новой режиссерской версии. 

В 1945 году Владимир Михайлович вошел в труппу Центрального театра Красной (Советской — Российской) армии, в котором служит по сей день, то есть 70 лет. В нынешнем репертуаре артиста спектакли: «Танцы с учителем», «Человек из Ламанчи», где он играет две роли — Сервантеса и Дон Кихота, и «Давным-давно», где играет Михаила Илларионовича Кутузова. Также Владимир Михайлович как приглашенный артист выходит на сцену театра «Модернъ» в спектакле «Дядюшкин сон» в роли Князя; принимает участие во многих  творческих встречах. О разносторонности и душевной молодости артиста говорит хотя бы и тот факт, что недавно он принимал участие в эстафете Олимпийского огня «Сочи-2014».

С Мариной Ладыниной в музыкальной комедии «Свинарка и пастух».

Прямая речь

Три года назад, в свой 97-й день рождения, Владимир Зельдин приезжал в Петербург, чтобы выступить в Концертном зале «У Финляндского». В интервью, которое этот замечательный артист дал нашей газете, он рассказал о том, как снимался в фильме «Свинарка и пастух»:

— Незадолго до начала Великой Отечественной войны великий режиссер Иван Пырьев ввел меня в волшебный мир кино — он задумал снять, как я ее называю, реальную сказку «Свинарка и пастух». Режиссер настаивал, чтобы главного героя, дагестанского пастуха, сыграл именно я, хотя на эту роль пробовались настоящие грузины, ведущие актеры Театра Руставели, красавцы-молодцы. Но Пырьев хотел, чтобы пастух был не обыкновенный, приземленный, а романтичный — открытый, пылкий житель гор, влюбившийся один раз и на всю жизнь. И в этой роли видел только меня. Специальных проб не было, просто человек из съемочной группы Пырьева увидел меня в спектаклях по классическим произведениям — «Собака на сене» и «Комедия ошибок». Думаю, именно это явилось определяющим. Работу над фильмом мы начали до войны — провели основную экспедицию, сняли натуру. Там нас и застала война. В течение нескольких дней многие из группы получили повестки на фронт, мне предстояло обучение в танковой школе. О каких съемках могла идти речь? Но тут неожиданно вышел приказ комитета по кинематографии, подписанный его главой Большаковым: работа над «Свинаркой и пастухом» должна быть продолжена, поскольку готовый фильм повысит боевой дух в армии. Нам всем дали бронь, и я считаю, это спасло мне жизнь. Но работать на «Мосфильме» тогда было непросто — враг находился на подступах к столице. Нам надо было снимать сельскохозяйственную выставку, но бесконечные бомбежки прерывали съемочный процесс, часто, по очереди, мы выходили на дежурство на крыше обезвреживать бомбы. Потом нас эвакуировали в Казахстан…

↑ Наверх