«Эх, Ладога, родная Ладога!»
В Петербурге отметили 72-ю годовщину со дня прибытия первого поезда с Большой земли в Ленинград
Пассажиры, отправлявшиеся в субботу «Лыжной стрелой» за город с Финляндского вокзала, стали очевидцами впечатляющей исторической реконструкции. «Эх, Ладога, родная Ладога!», — гремел военный духовой оркестр, на платформе вальсировали ветераны, строилась молодежь в форме красноармейцев: так в Петербурге отмечали 72-ю годовщину со дня прибытия первого поезда с Большой земли в Ленинград. В 9 часов 10 минут к платформе вокзала в клубах пара подъехал паровоз Э.683-32, он тянул за собой уникальный ретросостав.
О событиях, предшествовавших 7 февраля 1943 года, напомнил председатель совета ветеранов Октябрьской железной дороги Павел Федорович Марков: «Всего за 17 дней были построены 33 километра дороги и мост через Неву». 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. В полосе прорыва за такой кратчайший срок и была построена железная дорога, соединившая блокадный город с Большой землей. Она начиналась от станции Поляны на Волховстроевской линии, проходила по лесным и заболоченным местам, пересекала окраину Шлиссельбурга, а далее через Неву выходила на Ириновскую линию.
Паровоз с Большой земли встречали с оркестром.
Надо ли говорить о том, что подвиг строительства и обслуживания дороги лежал в основном на женских плечах? Одной из тех, кто работал на самом опасном участке дороги — 11-километровой линии, проходившей по болоту, по открытой местности, — была Мария Ивановна Яблонцева. В 1943 году ей было 19 лет. 7 февраля 2015 года, в памятную историческую дату, личная дата поменяла расположение цифр…
«Именно сегодня мне исполнился 91 год, — не стала скрывать свой возраст перед журналистами Мария Ивановна. — Только запишите правильно: в 1943 году я была старшим кондуктором 48-й паровозной колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения».
48-я паровозная колонна особого резерва Народного комиссариата путей сообщения состояла из тридцати паровозов. Машинистами были мужчины, которых отозвали с фронта. Кочегарами, стрелочницами, кондукторами и помощниками машинистов стали вчерашние ленинградские школьницы. В истории города-фронта Ленинграда сохранились сведения об обстрелах шлиссельбургской трассы: противник разрушал ее 1200 раз, бывало по три прямых попадания в день. Трассу называли Дорогой Победы, она работала до 10 марта 1944 года, за это время по ней было проведено более 6000 поездов.
Каждый год ветераны трассы и потомки участников тех событий отправляются с Финляндского вокзала особой электричкой в Шлиссельбург, ныне Петрокрепость. На станции Петрокрепость 7 февраля — всегда торжественный митинг и минута молчания у обелиска «Стальной путь». А далее — «бойцы вспоминают минувшие дни» в ДК поселка Морозова. «Вы бы видели, какие они песни-танцы под гармошку устраивают», — поделились с «ВП» современные железнодорожники.
Паровоз, который привел в Ленинград первый грузовой поезд 7 февраля 1943 года, был отыскан Октябрьской железной дорогой в 1979 году на Южной железной дороге. Его поставили на вечную стоянку на станции Волховстрой. До того паровозы-памятники были установлены к 30-летию Победы, в 1975 году, на станции Петрокрепость рядом с музеем «Дорога Победы» и на станции Ладожское Озеро. Осенью 2014 года паровоз со станции Ладожское Озеро был снят с постамента и временно перемещен в депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский: на реставрацию.
На Октябрьской железной дороге рассказывают, что к 70-летию Победы «полным ходом» приводят в порядок и восстанавливают все памятники, мемориалы, обелиски, посвященные событиям войны, героям фронта и тыла. Стела, посвященная Дороге Победы, установлена в районе остановочного пункта Поляны. В поселке Приладожский установлен памятник работникам военно-восстановительных поездов, погибших при строительстве железнодорожного участка Шлиссельбург — Поляны.
7 февраля Мария Ивановна Яблонцева, старший кондуктор 48-й паровозной колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, принимала поздравления с 91-летием.