Электрические сны 2013: что было хорошего на большом экране?
Самый насмотренный корреспондент «ВП» подводит итоги минувшего киногода
Мачете убивает всех
Для начала поговорим о зарубежных удачах. На удивление неплохим оказался «Великий Гэтсби» от легкомысленного База Лурмана. Формально это драма (и достойная игра Леонардо ДиКаприо это подтверждает), но Лурман же всё способен превратить в качели-карусели под легкой дурью. Однако это странным образом удачно совпадает с безумным шиком 20-х годов.
Джанго освобожденный
Похоже, самыми продуктивными, что называется, визионерами, оказались режиссеры — выходцы из стран «третьего мира». «Элизиум» южноафриканского режиссера Нила Бломкампа с Мэттом Деймоном был бы прекрасной социальной фантастической сатирой об элите человечества, создавшей себе рай на космической станции. Жаль, подвел скомканный финал, сведенный к натужному хеппи-энду.
Сногсшибательное впечатление произвел «Тихоокеанский рубеж». Мексиканец Гильермо Дель Торо всегда был славен своим умением видеть мир детскими глазами — и превращать в детей своих зрителей. В «Рубеже» Дель Торо, забив на всякий социальный месседж, вовсю дурачится с огромными роботами и подводными монстрами — но с каким упоением он это делает! Примерно так же работает и Роберт Родригес, в новом фильме «Мачете убивает» вовсю поглумившийся над проблемами мексикано-штатовских отношений.
Не уронил своего достоинства и друг Родригеса Квентин Тарантино. «Джанго освобожденный» — идеальный постмодернистский «спагетти-вестерн», без сучка и задоринки, с тонкой моралью.
Лучшей фантастикой и вообще одной из лучших картин в ушедшем году, пожалуй, стала «Гравитация» Альфонсо Куарона — еще один мексиканский талант оправдал свою репутацию. Фильм претендует на главный «Оскар» и наверняка еще получит свою долю славы. Залог успеха — не только в том, что астронавтов играют Сандра Буллок и Джордж Клуни. Третьим полноправным персонажем у Куарона стала сама Вселенная: давящее молчание космоса и безумная красота планеты Земля.
Немолоды и прекрасны
Если говорить о более «серьезных» жанрах (хотя это, разумеется, условность), то тут, пожалуй, доминируют заслуженные ветераны.
Капитан Филлипс
Фильм «Танец реальности» — что-то невероятное, что можно вместить только в жалкие термины «автобиография» и «магический реализм», — вышел из-под кисти чилийца Алехандро Ходоровски. С его последней киноленты прошло шестнадцать лет.
После десяти лет молчания Бернардо Бертолуччи сделал картину «Ты и я», может, и не лучшую свою — но все же очень трогательную ленту про первую любовь.
Франсуа Озон, с другой стороны, успешно выступил с фильмом «Молода и прекрасна» — о том, что бывает, когда на месте первой любви — пустота.
Вуди Аллен после цикла умеренно забавных фильмов из жизни европейских столиц вдруг снял неожиданно сильную «Жасмин», вариацию на тему «Трамвая «Желание». Как всегда, у него под иронией — психологизм и грустноватая рефлексия.
Советник
Ридли Скотт бросил неряшливые попытки снять фантастику или «про средневековье» — и создал триллер «Советник» — о том, что бывает со слишком жадными людьми. Жесткий, циничный и впечатляющий. Замечательный ансамбль из Пенелопе Крус, Майкла Фассбендера, Кэмерон Диас, Хавьера Бардема и Брэда Питта.
А вот лучшей киноисторией «по реальным событиям», возможно, получился «Капитан Филлипс» Пола Гринграсса, который нам известен еще своей серией шпионских триллеров про Борна. Гринграсс не изменил своему умению делать страшно и интересно. Реальная история о противостоянии американского капитана и сомалийских пиратов держит внимание зрителя железной хваткой. И над всем этим саспенсом реет довольно скептический, антиглобалистский фактически взгляд на современный мир.
Одним из самых мощных фильмов года оказалась «Жизнь Адель» французского режиссера, тунисца по происхождению, Абделатифа Кешиша, взявшая главный приз на Каннском фестивале. Фильм о любви двух девушек вызвал множество скандалов. Сама тема секс-меньшинств, да еще чересчур откровенные любовные сцены…
Упреки эти, впрочем, были мимо кассы: главное в фильме — та тщательность, с которой Кешиш исследует психологию любви вообще. Из почти документального исследования вдруг вырастает серьезное и поэтичное высказывание об отношениях, взрослении, экзистенциальном выборе и социальных барьерах между людьми.
Счастливая жизнь географа
А что же с российским кинематографом? Конечно, были традиционные провалы, куда ж без них.
Сталинград
Особой удачей, к сожалению, не стал анимационный «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии — видимо, тема жизни на планете Плюк исчерпала себя еще в старом игровом фильме.
Сергей Жигунов снял несусветно жалких «Трех мушкетеров».
Невозможно без смеха смотреть франко-российского «Распутина» — непонятно только, зачем понадобилось Жерару Депардье и Фанни Ардан участвовать в этом капустнике.
А нашумевшие и скандальные «Интимные места», которые могли бы стать русской «Жизнью Адель», — на поверку оказались довольно скромным, стыдливым набором слегка неприличных анекдотов.
Наконец, Федор Бондарчук воздвиг «Сталинград» — странное сентиментально-гламурное нечто, которое в редком единении ругают молодые хипстеры и пожилые ветераны. «Сталинград» зачем-то был выдвинут на «Оскар» — разумеется, безуспешно.
Тем более что имелись куда более достойные претенденты. Нельзя не порадоваться: все-таки для российского кино 2013-й был на удивление урожаен.
В этом году вышел первый, пожалуй, удачный российский фильм-катастрофа «Метро», где наконец-то показали живых людей в правдоподобной и жуткой ситуации.
Легенда №17
Была умелая, уверенно сделанная спортивная драма о хоккеисте Валерии Харламове «Легенда №17».
Было «Горько!», трагикомическое и при этом вполне достоверное исследование национального характера на примере отдельно взятой свадьбы.
Картина «Роль» Константина Лопушанского об актере, в Гражданскую войну встретившем своего двойника-красноармейца, — это пусть не по мощности, но по своему пафосу и мрачной страстности практически поэма «Двенадцать» Блока, помещенная на пленку.
«Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова — о судьбе фермера, в российской глубинке тщетно бьющегося о стену вечных коррупции, бюрократии и равнодушия, — ошеломляет не слабее балабановского «Груза 200».
Другая провинциальная история и самая, может быть, замечательная находка года — это фильм «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Картина о судьбе «географа» Служкина, слегка юродивого, слегка алкоголика — тоже очень региональная. Но как раз благодаря этой своей местечковой, частной укорененности — куда более универсально-общероссийская, чем все, что мы видели в последнее время.
В 2013-м Джонни Деппу и Брэду Питту стукнуло по пятьдесят лет на брата. Джей Джей Абрамс будет снимать новую часть «Звездных войн». Умерли режиссеры Петр Тодоровский, Алексей Балабанов и Алексей Герман…
Киноиндустрия — фабрика грез не только потому, что фильмы — это воплощенные сны. Вообще все, что связано с киноискусством, растворяется в сказочной дымке. Мы или ждем новых удивительных картин, или поражаемся жизненным перипетиям актеров, или вспоминаем вдруг, как нам было хорошо на том давнем сеансе в стареньком кинотеатре, — и все это, все — пар, мираж, морок... Но до чего притягательный!
Самые кассовые фильмы года в российском прокате: «Сталинград», «Железный человек-3», «Тор-2», «Гадкий я-2», «Форсаж-6», «Легенда № 17», «Семейка Крудс», «Оз, великий и ужасный», «Война миров Z».