Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Электронный билет — возврата нет

В кассах отказываются возвращать деньги за места в поездах, купленные через Интернет

Некоторое время назад на сайте «Российских железных дорог» появилась прогрессивная услуга: оформление билета через Интернет с помощью банковской карты (так называемая электронная регистрация). Система работает так: необходимо зарегистрироваться на сайте РЖД, выбрать удобные дату, время, поезд и количество пассажиров и оплатить места, переведя средства с банковской карты. После этого достаточно просто прийти к своему поезду и вагону, имея на руках паспорт. Не нужно даже оформлять билет.

 

На железной дороге существует масса правил, логичных с точки зрения их создателей, но очень неудобны. Фото: Натальи ЧАЙКИ

На первый взгляд, это очень удобно: не нужно стоять в очередях и терять время. Но система работает лишь до тех пор, пока все идет по накатанной схеме. А о том, насколько неудобной и недружественной оказывается система взаимодействия РЖД с пассажиром в нестандартных ситуациях, корреспонденту «Вечёрки» поведал житель нашего города Михаил.

 

Все началось с того, что Михаил заказал билет на «Сапсан» для своей подруги, которой необходимо было срочно уехать в Москву. Но из-за пробок на поезд они опоздали на несколько минут — поезд ушел у них на глазах. И с этого момента начались хождения по мукам. Михаил со своей подругой попытались поочередно решить две задачи: приобрести билет на следующий поезд, который отходил через 15 минут, и получить компенсацию за просроченную электронную регистрацию. Увы, сделать не удалось ни того ни другого.

— Билеты на ближайший поезд в кассе не продали, — рассказывает Михаил. — За десять минут до отправки на вокзале прекращают продажу билетов, аргументируя это тем, что я куплю билет, не успею и потом приду к ним с претензиями. И не важно, что от кассы до поезда метров двадцать, а идти — минуты две прогулочным шагом, даже с учетом прохода через «рамки». Понятно, что таковы правила, но они же идиотские! Если я купил билет и не успел на поезд — это мои проблемы и рискую я своими деньгами. Тем более, что даже в случае опоздания часть их мне вернут. Вот такая странная забота о пассажирах: главное, чтобы ненароком не опоздали. А то, что у людей стресс от того, что не могут уехать на полупустом поезде, который стоит прямо перед ними,— это, конечно, ерунда.

Впрочем, это правило РЖД хоть чем-то обосновано, пусть и не совсем логично. А вот невозможность хотя бы частично вернуть назад уплаченные за просроченную электронную регистрацию деньги не имеет под собой вообще никаких оснований. По правилам стоимость билета компенсируется при возврате его в кассу «менее чем за 2 часа до отправления поезда, но не позднее чем через 12 часов после отправления поезда со станции посадки пассажира». Однако на электронную регистрацию это правило почему-то не распространяется.

— Когда мы пришли в кассу возврата, — продолжает Михаил, — от нас потребовали бумажный билет. А у нас же электронная регистрация! Тогда нам предложили его распечатать — сначала в автомате, а когда там не получилось — на кассе. Вот только на кассе объяснили, что распечатать билет нельзя, потому что поезд уже ушел. В итоге, несмотря на то что у меня были и паспорт, и банковская карточка, и номер брони, вернуть хотя бы часть денег мы так и не смогли. Оказывается, в тех же правилах сказано, что билет можно распечатать максимум за час до отправления поезда. То есть даже если бы мы приехали за сорок минут, но по какой-то причине захотели вернуть билет, сделать это мы бы тоже не смогли.

В общем, по правилам РЖД никаких нарушений нет, придраться не к чему. С другой стороны — насколько состоятельны правила транспортной компании, из-за которых пассажирам приходится впустую тратить время, деньги и нервы? И ладно бы сервис интернет-заказа билетов был уникальный, можно было бы сослаться на первый опыт. Так нет, в большинстве авиакомпаний оформить возврат денег можно дистанционно: по телефону или через сайт. Так что положительный опыт имеется — бери и пользуйся.

Что же касается нашей истории, то она имеет счастливый конец. Михаил со своей подругой поймали такси и поехали в аэропорт. Прямо по дороге заказали билет через Интернет, и девушка успешно добралась до Москвы.

Владислав Никиткин
↑ Наверх