Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

Елена Некрасова: Наши раритеты востребованы во всем мире

Директор Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории рассказала «ВП» о фондах, находках и переезде

Интерес к Научной музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской консерватории обычно возникает раз в несколько лет. Это происходит, когда в богатейших фондах всплывает какая-нибудь не известная ранее нотная рукопись.

Минувшей весной Консерватория переезжала из исторического здания, которое закрывалось на реконструкцию. Тогда-то в библиотечных закромах нашлась рукопись раннего сочинения великого Игоря Стравинского, считавшаяся утерянной. Сообщили о сенсационной находке в начале сентября на симпозиуме, который проходил в Петербурге.

Директор библиотеки заслуженный работник культуры РФ Елена Некрасова рассказала «ВП» не только о сочинении Стравинского, но и о других раритетах.

— Я думаю, что сам Стравинский этой рукописи никогда в глаза не видел. Это полный комплект оркестровых партий одного из его достаточно ранних сочинений — «Погребальной песни», написанной в 1908 году на смерть своего любимого учителя Н. А. Римского-Корсакова. Это сочинение прозвучало единожды — 17 января 1909 года в Большом зале Петербургской консерватории. Стравинский очень сожалел, что партитура и оркестровые партии бесследно исчезли во время революционных событий в России. Понятно, что рука самого Стравинского к листам, найденным в библиотеке Консерватории, не прикасалась — для этого существовали специальные переписчики.

— А кто является законным правообладателем этих нот?
— У Стравинского есть внук и внучатая племянница, и они оба правообладатели, так как 75 лет со дня кончины композитора, ушедшего в 1971 году, еще не прошло. Но и по прошествии 75 лет авторское право действует, если оно было передано какому-либо издательству и это издательство существует. Мы в любом случае обязаны уведомить правообладателей о том, что имеем такой материал. Однако это сочинение родилось на территории России, и его ноты хранились здесь все 106 лет! Они зарегистрированы в нашей библиотеке, и этот опус принадлежит России, Петербургской консерватории и собственно Научной музыкальной библиотеке как их хранителю.

Основатель Петербургской консерватории Антон Рубинштейн передал библиотеке свое собрание нот.

— Сейчас Консерватория переехала в здание на Глинки, 2, на время реконструкции. Как это сказалось на судьбе ваших хранилищ?
— Я вас могу уверить, что мы ничего не потеряли во время переезда. В это здание мы перевезли все самые редкие и самые ценные фонды, в том числе фонд отдела рукописей, который совершенно уникален. Это сделано в первую очередь из тех соображений, что подобные раритеты требуют постоянного мониторинга. С другой стороны, нам пришлось пожертвовать достаточно большой частью фонда — в новое здание мы смогли перевезти только треть всех единиц хранения. У нас здесь всего лишь 280 квадратных метров, и таким наше положение будет, к сожалению, еще полтора-два года, пока в этом же здании нам не отдадут еще несколько помещений. Остальные две трети фондов находятся в специальных хранилищах, где соблюдены все необходимые для их сохранности условия. Я все проверяла сама: там есть и климат-контроль, и круглосуточная охрана. Тем не менее очень хочется, чтобы эта часть фондов как можно скорее вернулась к нам, так как это необходимо и нашим студентам, и их педагогам.

— Скажите, а сколько бы могли приблизительно стоить ваши фонды по аукционным ценам?
— Ну, это типично журналистский провокационный вопрос. Мы стоимость фондов библиотеки не определяли по той простой причине, что это не входит в наши обязанности. Мы вообще не следим за этим рынком, потому что наша задача — хранить, изучать и давать новую жизнь музыке. Отдел, в котором мы сейчас находимся, занимается изучением и популяризацией тех рукописей, тех материалов, которые мы здесь храним.

— А что было уже исполнено из ваших раритетов?
— В сентябре этого года благодаря нашим рукописям на международном симпозиуме «Работа над собранием сочинений композиторов» (Петербург, РИИИ) прозвучала одна из комических опер прекрасного русского композитора XVIII века Яхонтова, написанная на стихи Державина и Львова. В рамках программы «Научная музыкальная библиотека представляет» мы исполнили специальные обработки музыки разных жанров, сделанные Шостаковичем для концертных бригад, выступающих на фронте. Наши сотрудники подготовили специальную научную публикацию, которая войдет в новое издание полного собрания сочинений Шостаковича в их редакции.

— А откуда взялись в вашей библиотеке рукописи старых европейских композиторов? Уж не после ли взятия Берлина в 1945-м?
— Они попали к нам совершенно законным путем: начиная с ХIХ века приобретались, например на ярмарке в Лейпциге, по просьбе основателя Петербургской консерватории Антона Рубинштейна. Там были приобретены, в частности, автографы Моцарта и Бетховена, хранящиеся у нас по сей день. Вообще в нашей библиотеке есть немало уникальных раритетов, которые востребованы музыкальной исторической наукой во всем мире.

Справка «ВП»

Консерватория была основана в Петербурге в 1862 году по инициативе Антона Рубинштейна. Сразу же там появилась библиотека. Основой ее фонда стало нотное собрание петербургского отделения Русского музыкального общества.

Также библиотека пополнялась нотами, книгами и рукописями из частных собраний. 

Первый директор Консерватории Антон Рубинштейн передал библиотеке свое обширное собрание нот и музыкально-теоретических сочинений.

С расширением деятельности Консерватории возрастало значение библиотеки, с 1933 года появилась возможность получения обязательного экземпляра советских нотных изданий.

Сейчас фонд библиотеки насчитывает более 500 тысяч экземпляров и включает нотные издания, отечественные и зарубежные книги и журналы, в том числе редкие издания, диссертации, рукописи, фотографии, программы, буклеты, афиши.

↑ Наверх