Елена Образцова: Беда многих конкурсантов в том, что они поют не музыку, а ноты
О чем говорят результаты VIII Международного конкурса молодых оперных певцов
В очередной, уже пятый раз жюри под председательством примадонны приняло решение не присуждать Гран-при. Что, впрочем, неудивительно: ситуация с вокальными состязаниями в последние десятилетия складывается парадоксальная. Конкурсов и желающих в них поучаствовать становится все больше, качество вокала соискателей — все хуже.
Причина последнего в низком уровне отечественной вокальной педагогики: славные традиции (синтез итальянской школы бельканто и приемов русской вокальной школы), заложенные Михаилом Глинкой и продолженные выдающимися педагогами второй половины XIX — начала XX века, оказались утрачены. «Скакание» же по конкурсам для многих певцов жест отчаяния: безработных вокалистов пруд пруди, выступление перед знаменитыми музыкантами — призрачная надежда быть замеченными. Поэтому и в нынешнем состязании щедро «отметились» участники VII конкурса, вокальной секции Конкурса Чайковского, конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург»…
Важно отметить, что смотр, проходящий под патронатом Елены Образцовой, — особый. Замечательная певица всегда отличалась не только прекрасными вокальными данными, но и яркой, ни на кого не похожей индивидуальностью. Вот и в соискателях Елена Васильевна стремится разглядеть в первую очередь личность, артистичность, особенный флер... И это достаточно четко видно, если сфокусироваться на обладателях I премии. В этом году их сразу двое.
20-летний студент фортепианного отделения Петербургской консерватории Мигран Агаджанян (баритон) обаятелен и музыкален, поет вдумчиво, хотя и не вполне совершенно. История Миграна — необычна. Одаренный юноша, лауреат фортепианных и вокальных конкурсов, все еще не является профессиональным вокалистом. Вокальные «университеты» — присутствие (начиная с семилетнего возраста) на уроках народного артиста Белоруссии Владимира Экнадиосова, которые маэстро давал маме мальчугана, солистке Ростовского театра музкомедии Лусине Агаджанян.
Второй лауреат — ученик солиста Мариинского театра Юрия Марусина (Петербургская консерватория) 22-летний Григорий Чернецов. Красивый, волнующий баритон сочетается у Григория с природной манкостью и «коммерческой» внешностью. Недюжинный темперамент помогает не тупо пропевать выученные ноты, а лепить образ. Впрочем, вокальных огрехов у обоих победителей немало, что и позволяет назвать их награждение щедрым авансом на будущее.
Как и в прежние годы, на конкурсных прослушиваниях наблюдался острый дефицит теноров и меццо-сопрано, совсем неожиданно проявилась нехватка басов, которыми российская земля славилась еще со времен «дедушки» русской оперы Осипа Петрова. Присутствие же большого количества высоких сопрано в качество, увы, не переходило.
Вторая премия досталась ученице Галины Писаренко (Московская консерватория) лирико-драматическому сопрано Татьяне Треногиной и японке Морите Мао (лирико-колоратурное сопрано). Выходы победительниц были далеки от идеала, но хочется верить, что раз маститое жюри разглядело в них некую изюминку, звания лауреаток они впоследствии с лихвой оправдают.
Прямая речь
Елена Образцова, народная артистка России:
— С большой радостью мы провели очередной конкурс, так как очень хотим помочь талантливым ребятам найти себя и свой путь, а само признание жюри, в котором находятся знаменитые певцы, уже открывает многие дороги.
Беда сегодняшних конкурсантов в том, что они поют не музыку, а ноты, не умеют прочувствовать музыку, эмоционально ее наполнить. Ведь именно переживания обогащают душу, а чем больше душа наполнена, тем больше артист может отдать публике. Нельзя забывать, что вокальное искусство — это не бездумная демонстрация верхних нот или голосовой мощи, а создание цельного художественного образа.
Важно: Правила перепоста материалов