Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Елена Васильевна сама выбирала жюри

В Большом зале Филармонии открылся X Международный конкурс молодых певцов Елены Образцовой, который продлится до 25 августа

Грустно, что в юбилейный год, которого Елена Васильевна, как говорят ее коллеги, очень ждала, конкурс пройдет без нее. Елена Васильевна готовилась к этому юбилею, заранее определила членов жюри: все 12 человек названы ею. В их числе как давние друзья конкурса, например Маквала Касрашвили, так и те, кто приехал впервые. Среди них Фьоренца Коссотто, выдающаяся итальянская певица, одна из крупнейших в мире меццо-сопрано (как и Образцова).

В Большом зале Филармонии, где проходит конкурс, часто выступала сама Елена Васильевна Образцова.


Обращает внимание то, что увеличен призовой фонд. Это объясняется тем, что денежный эквивалент привязан к евро. В этом году Гран-при составит 700 тысяч рублей, первая премия — 500 тысяч, вторая — 350 тысяч, третья — 250 тысяч. Также предполагаются специальные премии: за лучшее исполнение романса Чайковского, за лучшее исполнение романса Свиридова, премия Фонда Елены Образцовой. Каждый участник третьего тура, не ставший лауреатом, получит диплом и 40 тысяч рублей. Специальные призы позволят молодым певцам выступить на лучших сценах России.

На вопросы корреспондента «ВП» ответила Лариса ГЕРГИЕВА (на фото) — один из членов жюри и основатель конкурса.

— Елена Васильевна была не только символом конкурса, но и принимала волевые решения: приглашала, отбирала… Кто теперь будет выполнять эти функции?
— Мы решили, что будет справедливым и верным не назначать председателя жюри. Наверное, это будет даже означать невидимое присутствие Елены Васильевны. Сегодня системы конкурсов, в общем, сводятся к тому, что жюри голосует сообщением «да» или «нет». Мое глубокое убеждение: баллы и система подсчетов ничего хорошего не дают. И на этом конкурсе каждый из нас будет выражать свое мнение — «да» или «нет» — относительно каждого певца.

— Вы имеете большой опыт участия в вокальных конкурсах в качестве руководителя и члена жюри. Что вы можете сказать об особенностях этого конкурса в контексте других?— Вокальных конкурсов великое множество, и каждый имеет свой профиль. Но можно выделить два варианта проведения конкурса. Первый — когда к участию в первом туре допускаются уже отобранные претенденты, скажем, человек 30 — 50. Второй вариант (как в данном случае) — когда к конкурсу допускаются все приславшие заявки. В этом году таких около 270 человек из 19 стран мира: рекордное для этого конкурса количество потенциальных участников.  Эта цифра повлияла на программу: на первом туре каждый споет только по одному произведению. Согласитесь, что прослушать более 500 вокальных номеров невозможно. О принципах проведения конкурса можно и нужно спорить, но второй вариант, несомненно, имеет преимущества: у очень многих начинающих певцов из разных уголков страны и мира, из маленьких городов есть возможность выступить в великом пространстве — Большом зале Филармонии, где сама Елена Васильевна часто выступала. Конечно, этот конкурс отличается масштабностью и очень авторитетным жюри. У ребят есть шанс услышать мнение выдающихся мастеров оперы, проконсультироваться. (О том, какие конкурсные прослушивания можно посетить бесплатно, читайте  на нашем сайте в рубрике «Вход свободный».)

Я прекрасно помню ту радость, которую испытала Елена Васильевна, когда к ее 60-летию мы преподнесли ей такой подарок от города — конкурс ее имени. Это было для нее полной неожиданностью, ведь подарок мы готовили втайне. И незадолго перед смертью она написала мне: не бросай этот конкурс, сделайте все возможное, чтобы сохранить его. Мы, друзья и коллеги Елены Васильевны, сделаем все возможное.

↑ Наверх