Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Энергии, заданной Фоменко, его театру хватит на много лет

В Петербурге начались гастроли «Мастерской Петра Фоменко», первые после смерти мастера

Вчера в отеле «Амбассадор» прошла пресс-конференция, в которой принимал участие актерский состав «Театрального романа», в том числе лидеры труппы - Кирилл Пирогов, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Максим Литовченко и другие.

Зрители увидят две последние работы «фоменок»: «Театральный роман», последнюю работу мастера, поставленную в соавторстве с Кириллом Пироговым, и «Дар» по Владимиру Набокову, премьеру, выпущенную Евгением Каменьковичем, ставшим руководителем «Мастерской» после смерти Петра Наумовича.

В такой композиции гастролей заключена своего рода интрига. Нам предлагается полюбоваться и на прекрасное прошлое театра, и заглянуть в его гипотетическое будущее. Каменькович зарекомендовал себя как мастер сложных композиций по интеллектуальной прозе, несколько лет назад его 5-часовой «Улисс» был номинирован на «Золотую маску». Рассказывать о «Даре» артисты отказались (составы спектаклей не пересекаются), предоставив это режиссеру, который прибудет в город спустя несколько дней.

«Каменьковичу свойственен очень опасный поиск. Четыре часа. Очень много подробностей. Если вы хотите поработать сердцем и умом, то это для вас», - так сформулировал суть премьеры директор театра Андрей Воробьев.

Основная масса вопросов касалась «Театрального романа» и была обращена Кириллу Пирогову. Хотя инициативу достаточно часто перехватывала энергичная Галина Тюнина. Как сказал актер, работа над «Театральным романом» (желчная автобиографическая сатира Булгакова посвящена периоду постановки «Дней Турбиных» во МХАТе) была начата на «вечере проб и ошибок его инициативе, впоследствии поддержанной Фоменко. Как иронично заметил артист, хотя Петр Наумович и признавал право артиста на соавторство, но «терпеть не мог режиссуру вскладчину». На вопрос о том, задействованы ли в спектакле «новые технологии», Галина Тюнина среагировала молниеносно: «Это очень старомодный спектакль».

Помимо труппы на пресс-конференции присутствовала вдова Фоменко, Майя Тупикова, под сочувственные аплодисменты аудитории занявшая место среди актеров и вспомнившая, что в начале 70-х Фоменко начинал репетировать «Театральный роман» в Театре комедии с Олегом Басилашвили, Сергеем Дрейденом, самой Майей Андреевной, но до премьеры дело не дошло. В 70-е - начале 80-х Ленинград «выдавил» наиболее талантливых режиссеров, способных составить конкуренцию генеральной товстоноговской линии. Вспоминая этот период, режиссер не давал воли чувствам, так и вдова лишь мягко процитировала мужа: «Климат здесь - не климат». Имея в виду, конечно, климат театральный.

Одним из первых вопросов, обращенных артистам, логично стал: «Как вам живется без Петра Наумовича?». На что директор театра Андрей Воробьев прямодушно ответил, что театр работает на энергии, заданной Фоменко, его заданиями. Справляться же с ситуацией помогает работа - «живем, завалив себя с головой». Та же самая «работа», по словам актеров, не дает им свернуть и с этического курса, заданного Фоменко, чья мягкая диктатура и негласный этический кодекс нейтрализовали все интриги. В отличие от других лидеров у Фоменко была еще одна счастливая черта - он не относился к числу тех, для кого «после нас - хоть потоп». В его театре ставили ученики и коллеги, негласно подготавливалась почва для преемника. Все эти факторы, будем надеяться, и определят хорошую «спортивную» форму «Мастерской» на ближайшие десятилетия.

↑ Наверх