Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Эпоха была героической, а мода — фривольной

200 лет Отечественной войне 1812 года отмечают по всей России. Но все больше вспоминают о боевых сражениях и военных подвигах. а Мы решили поговорить о женской моде эпохи Наполеона

 

В конце концов, историк моды Александр Васильев, который предложил назвать роман «Война и мир» и «Война и мода», не так уж не прав!

Как известно, человеческая память несовершенна. Но и с исторической памятью порой происходят загадочные вещи. Наполеон Бонапарт, корсиканец, который узурпировал трон Франции и притязал на мировое господство, обрел романтический ореол на веки вечные. Причем не только в Европе, но и в самой России, где, судя по «Евгению Онегину», сложился культ Наполеона. 

Полина Бонапарт

А наш император Александр Первый, даром что освободитель Европы, разгромивший врага, как-то остался в тени. Лишь Александровская колонна с ангелом, которому, по легенде, придано лицо императора, напоминает о его величии как полководца и как человека. 

Вот и мы нарушим справедливость, потому что будем говорить не об Александровской, а о наполеоновской моде. Куда денешься? Мода всегда говорила по-французски, а Россия плелась у нее в хвосте.

Эпоха — ампир, — идеалы которой были заимствованы у Древней Греции и Древнего Рима, была героической и романтической, а вот мода — скорее фривольной. 

Умереть ради моды? 

Именно при Наполеоне женщины вдруг поголовно разделись. Эту моду часто называют «нагая». Нет, это не значит, что дамы ходили голыми. Просто все они захотели походить на античные статуи. И облачились в прозрачные хитоны или рубашки (шмиз) с сильно завышенной (под грудью) линией талии, декольте и короткими рукавчиками. Шили эти античные наряды из белых прозрачных тканей (муслина, батиста, перкаля, газа, крепа), не скрывавших буквально ничего. Весили такие платья не более 200 — 300 граммов. Дамы поскромнее надевали вниз что-то типа балетного трико, а самые отчаянные модницы вроде Жозефины Богарне и мадам Рекамье носили свои рубашки прямо на голое тело. В те годы журналы мод писали: «Если у женщины не видно сложения ног от щиколоток до туловища, про нее говорят, что она не умеет одеваться».

Конечно, в таких платьях было страшно холодно. 

«Мода эпохи Наполеона как раз является свидетельством того, как женщины раздеваются для того, чтобы привлечь к себе мужской взгляд. Они обливали эти белые муслиновые платья водой для того, чтобы больше прилипали к телу. Не носили нижнего белья. Эти моды были очень непрактичные. Особенно в России. При большом морозе дамы в белых муслиновых платьях, метель на улице. И, конечно, самая распространенная болезнь этой эпохи — чахотка», — рассказывает историк моды Александр Васильев.

Одной из первых жертв «нагой моды» стала княгиня Тюфякина, умершая в возрасте 19 лет. 

Искусственная грудь — силикон наполеоновских красавиц

Ясное дело, что легко быть похожей на Геру, Афродиту и Диану, если вам есть что показать. А если у дамы или девицы фигура такова, что лучше бы что-то скрыть? Для них «нагая мода» стала ужасом. «Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, которые плотно охватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете. Но каково было дородным женщинам?» (Ф. Ф. Вигель. Записки.) 

А каково было, простите, тем, кому и показать-то было нечего? Силикон ведь тогда еще не изобрели. На помощь худосочным барышням пришла искусственная грудь. Спрос превышал предложение. Как пишет Эрика Фукс в «Иллюстрированной истории нравов»,  сначала грудь делалась из воска. Потом из кожи телесного цвета с нарисованными жилками (не хочется углубляться в вопрос, где же эту кожу брали). Мало того. Вскоре изобрели специальную пружинку, позволяющую чудо-груди подниматься и опускаться. И вот что еще меня интересует: мог ли пылкий кавалер догадаться, как ловко его дурачат?

Кому не требовались никакие ухищрения, так это Элен Курагиной, героине романа Толстого «Война и мир». Помните, на одном вечере у Анны Павловны Шерер Элен Курагина проходит «как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины»…

Портрет мадам Рекамье кисти Франсуа Жерара

Две красавицы и одна умница

Бесспорно, в наполеоновскую эпоху было великое множество красавиц, имелись, вероятно, и умницы. Но тех, кого бы мы сегодня назвали иконами стиля, символами эпохи, было всего три.

Деньги есть, а вкуса нет 

Вне конкуренции — Жозефина Богарне. Строго говоря, как и многие женщины, которым суждено было отхватить себе блестящих мужей и прославиться на весь мир, красавицей она не была. Во-первых, она была значительно старше Наполеона (по меркам того времени, конечно). Во-вторых, считалась слишком смуглой. В-третьих, у нее были очень плохие зубы, настолько плохие, что она даже научилась смеяться, не разжимая губ. Но она любила одеваться. И тратила на свои наряды и драгоценности огромные состояния. Муж ей не препятствовал. Любимцем Жозефины был портной Леруа. Каких только фантастических нарядов он не изобретал для нее! Как вам нравится, например, многократно описанное в энциклопедиях моды «платье, покрытое сотнями тысяч лепестков свежих розовых роз, нашитых на тончайшую кисею и закрепленных бриллиантами; платье из перышек экзотических птиц, прикрепленных к основе жемчужинами; платье из тончайшего тюля, усыпанное бриллиантовыми звездочками»? Да тут и сама Верка Сердючка в «Дольче и Габбана» и со звездой во лбу померкнет.

На торжественную церемонию в связи с награждением Наполеона первым орденом Почетного легиона она явилась в платье от Леруа из розового тюля, усыпанного серебряными звездочками, с ярким, почти театральным гримом, волосы ее были уложены короной и богато украшены бриллиантами.

Увы, так бывает часто и в наши дни: деньги есть, а вкуса нет.

Одалиска внешне, весталка в душе

Мадам Рекамье была полной противоположностью Жозефины. Она была скромна. При этом умна и добра. Одним из ее поклонников был главный живописец империи Жан-Луи Давид, пропагандист стиля ампир. Он-то и написал знаменитый портрет красавицы в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Мадам Рекамье изображена босиком в скромном белом платье, полы которого спадают на пол. Этот портрет — такой же символ эпохи, как «Наполеон на Аркольском мосту». Столь же много о красоте Рекамье говорит и портрет кисти Жерара, который мы публикуем. Да, она стала «иконой стиля», но нарядам не придавала большого значения. Так, бриллиантам предпочитала жемчуг. К несчастью, мадам Рекамье заслужила ненависть Наполеона, который сначала разорил ее мужа, а потом выслал из страны ее любимейшую подругу писательницу мадам де Сталь. 

История сохранила такой анекдот о Наполеоне.  Он связан как раз с вошедшими тогда в моду кашемировыми шалями. Благодаря одной из них Бонапарт избежал покушения на свою жизнь. В тот день Жозефина, ее дочь от первого брака Гортензия и сестра Наполеона Каролина собирались ехать в оперу на премьеру оратории Гайдна «Сотворение мира». Когда дамы уже были готовы выходить, Бонапарт, который всегда внимательно осматривал туалеты своей жены, стал возражать против кашемировой шали, утверждая, что она не подходит к платью. Жозефина пошла за другой шалью, а нетерпеливый Бонапарт уехал один в своей карете. Это спасло ему жизнь. Через несколько минут дамы отправились вслед за Наполеоном. Едва их карета выехала на улицу Сен-Никез, раздался мощнейший взрыв, разбивший карету, были ранены многие прохожие и убита одна лошадь.

Каблуки пали в неравной борьбе с сандалиями и балетками

В наполеоновские времена каблуки — смертельное женское оружие — совершенно вышли из моды. Статуя так статуя. Где вы видели Венеру или Диану на шпильках? 

Носили сандалии а-ля антик. Самыми распространенными среди всех видов сандалий у греков были иподиматы. Они состояли из подошвы из дерева или кожи и нескольких ремней, крепивших ее к ноге. 

Крепиды — более сложный по конструкции и совершенный вид сандалий — выглядели как подошва с небольшими бортиками с отверстиями, в которые продевались тонкие ремни. Ими нога обматывалась крест-накрест до щиколотки. Чаще всего крепиды имели задник. 

Делали сандалии и крепиды из мягкой свиной или телячьей кожи. Для торжественных выходов использовалась цветная кожа, иногда позолоченная, отделанная жемчугом, металлическими, золотыми и серебряными бляшками, вышивкой. 

(У Еврипида читаем: «По чертогу кружит, золоченою туфлею сверкая».)

Тогда же возникли плоские шелковые туфельки, немного похожие на пуанты.

Эта темно-вишневая шаль

За то, что женщины и в Париже, и в Петербурге не вымерли поголовно от чахотки, следует сказать огромное человеческое спасибо Жозефине Богарне. После египетских походов Наполеона в моду вошли кашемировые шали. Женщины были спасены! Кроме того, появились шали из Индии. Стоили они очень дорого — до 2 тысяч франков. Но тут уж знаете — или деньги, или чахотка и…

В эти годы в Париже появились первые привозные меховые пальто. Но шали считались более желанными. Производство шалей во Франции появилось около 1805 года (производство Терно), что ставится в заслугу первой жене Наполеона Жозефине, которая, правда, сначала колебалась, но потом оказала этому делу свое покровительство.

Шали, платки, палантины мы носим до сих пор.

Дама в тюрбане

Жермену де Сталь даже самый добрый человек не назвал бы красавицей. Да что говорить — взгляните на портрет. Но она стала властительницей дум поколения, пережившего Великую французскую буржуазную революцию. Она была знакома с Гёте, Шиллером, Байроном. И они отдавали дань ее талантам и уму. И только Наполеон, когда однажды она у него спросила, какую женщину во Франции он назвал бы самой выдающейся, по легенде, ответил: «Ту, которая больше всего детей бы родила». Де Сталь не жаловала Наполеона не только из-за того, что он не оценил ее по достоинству. Она прекрасно видела, что он стремится к абсолютной власти, и была настроена к нему оппозиционно. За что и поплатилась. И все же при всей ненависти к Наполеону мадам де Сталь почему-то не изменяла одному из его изобретений — тюрбану. Ведь тюрбаны вошли в моду во Франции после египетских походов Наполеона. Вот и на портрете Владимира Боровиковского она изображена в неизменном тюрбане.

 

↑ Наверх