Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Еще десять колоколов ждут своего часа

Корреспонденты «Вечернего Петербурга» стали свидетелями возвращения первого колокола в Исаакиевский собор

В морозный пятничный полдень на северо-восточном углу Исаакиевского собора, после торжественного освящения, впервые зазвучал голос воссозданного большого полиелейного колокола. От низкого, грубоватого, но между тем мелодичного звона слегка загудело в ушах и замерло сердце, настолько оказались громки десять тонн меди. И пусть колокол все еще на земле ожидает дня своего вознесения на звонницу, но если подумать, что этот звук не облетал площади и улицы нашего города вот уже 80 лет, и момент, свидетелями которого мы стали, от этого кажется еще более торжественным.  


Спустя уже пятнадцать минут свершилось еще одно яркое событие: в Исаакий торжественно вернулись знамена Ополчения войны 1812 года, утраченные в двадцатых годах минувшего века. 

Желая узнать больше об истории колокола, мы встретились с директором  ГУМП «Исаакиевский собор» Николаем Буровым. 

- Что значит для вас возвращение первого колокола в Исаакий, и когда ждать появления остальных? 
- Представьте себе, 80 лет на этой площади не было колокольного звона. Это большое свершение. На самом деле, у нас отлито еще десять колоколов, ожидающих своего часа, но повесить мы их не можем – нужно потерпеть еще месяцев восемь, а там, глядишь, доберемся и до колокола весом в шестнадцать тонн, тогда Исаакий зазвучит в полном объеме.  

- В каком состоянии звонницы, готовы ли они принять колокола?
- Одна уже готова, с нее даже сняли тепляк – специальный шатер, позволяющий работать на высоте при отрицательных температурах. Как раз на нее и будет поднят большой полиелейный колокол. Юго-восточная же звонница пока в работе, там есть чем заняться, она будет ремонтироваться до конца лета следующего года. Только после этого мы сможем вывесить весь ряд колоколов, который намечен на «первую очередь».  

- Каким образом будет решаться вопрос со звонарями?
- Звонарь – действительно редкая профессия, и их очень немного. Тем более, работа эта очень тяжелая: сегодня я сам попробовал раскачивать язык колокола, и понял, что это работа почти акробатическая и требует немалой силы, ведь вес его – под триста килограммов. Благо у нас есть друзья, которые готовы по первому времени помочь, тем более мы рассматриваем возможность оснащения колокола механическим ударником. 

- Какова стоимость всех колоколов, которые уже изготовлены?
- Сначала только один колокол был оценен в пятнадцать миллионов, но по мере проведения конкурса цена снизилась, и вместо того, чтобы выплавить один колокол, мы чуть-чуть добавили и сделали одиннадцать штук. 

- Сколько раз в сутки мы сможем слышать голос вернувшегося колокола?
- Полуденный удар должен быть обязательно, один он будет или двенадцать, нужно еще подумать. Но когда вернется вся линейка колоколов, то обязательно будут праздничные звоны. Если раньше мы покупали услугу – приглашали звукотранслирующую компанию, которая устанавливала на крыше динамики и имитировала колокольный звон, то сейчас мы отказываемся от этого и будем делать все вживую.

- Когда будет поднят колокол?
- Думаю, что не раньше 25 декабря. Просто это очень сложный процесс: для начала будет выверена нагрузка, потом пройдут испытания: пробный подъем и спуск, и, в конце концов, должны появиться благоприятные погодные условия – минимум обледенения, низкая влажность, отсутствие ветра…

- Не могли бы вы рассказать об истории колокола?
- От предыдущих колоколов остались воспоминания, фотографии, чертежи и некие выкладки инженерного толка о их сплаве. По легенде, и история ее подтверждает, колокола Исаакия были отлиты из всех списанных медных пятаков Российской империи, в которых был достаточно высок процент серебра, поэтому наш собор обладал особенным, уникальным голосом. В конце 1920-х началась охота за цветным металлом, и колокола погибли, как и все колокола России. Один из немногих уцелевших - это колокол Сампсониевского собора, которому просто повезло: чтобы его снять, необходимо было разобрать колокольню, а делать этого не хотели. Наш новый колокол отлит по всем канонам в Воронеже, где возрождены все традиции этого древнего ремесла и производство колоколов ведется вот уже двадцать лет. 

- Расскажите, пожалуйста, о знаменах, вернувшихся в Исаакий… 
- С самого освящения Исаакиевского собора было принято отмечать в декабре очередную годовщину войны 1812 года. Здесь хранились настоящие знамена ополчения, которые были утеряны в период советского лихолетья, когда собор переходил из рук одного ведомства к другому. Были они уничтожены или осели в недрах запасников какого-то внутриведомственного «красного уголка», мы не знаем, концов не найти. Но остались эскизы, по которым они были выполнены. И мы решили воссоздать по ним эти знамена, отмечая таким образом двухсотлетнюю годовщину войны 1812 года и отдавая дань тем, кто был готов встретить Наполеона на той дороге, которая сейчас носит название «трасса Россия».

 

↑ Наверх