«Если бы Господь даровал мне немного жизни…»
Сегодня мир прощается с Габриэлем Гарсиа Маркесом
Самый популярный испаноязычный писатель со времен Сервантеса, лауреат Нобелевской премии по литературе Габриэль Гарсиа Маркес скончался 18 апреля в Мексике на 88-м году жизни. Все минувшие выходные ленты новостей и социальные сети пестрели сообщениями о смерти колумбийского писателя и цитатами из его произведений.
Оказывается, мир, который, как кажется в последнее время, сошел с ума, еще может взволновать уход из жизни из писателя. В этом мире еще много людей, читающих хорошие книги, а значит, еще не все потеряно.
Фото: www.emol.com
Тот, кому было предначертано стать великим писателем, Габриэль Гарсиа Маркес или просто Габо, родился 6 марта 1928 года в колумбийском городке Аракатаке.
Ему с детства было дано видеть жизнь немного иначе, чем большинству из нас — так, словно в его распоряжении было не пять чувств, а гораздо больше. Он видел реальный мир с невероятной четкостью, но видел и то, как за ним сквозят параллельные миры, улавливал в хитросплетениях событий их причины, прозревал в прошлом и настоящем — будущее.
«Жить, чтобы рассказывать о жизни» — так назывался его автобиографический сборник. Начал он с журналистики. Маркес был чрезвычайно смелым журналистом, писал скандальные материалы, пытаясь докопаться до истины и добиться справедливости. В своих художественных произведениях, написанных в жанре, который критики определили как «магический реализм», Маркес, представая философом и мистиком, все равно в какой-то степени оставался журналистом, для которого главное — факты. Именно поэтому с такой готовностью веришь в сотворенный им вымысел, ведь магия, колдовство, алхимия тесно переплетены с реальностью, описанной с дотошностью репортера.
Всемирную известность ему принесли романы «Сто лет одиночества», «Осень патриарха», «Генерал в своем лабиринте» и другие произведения в жанре «магического реализма».
Любопытно, что его произведения публиковались во времена СССР — и в любимейшем журнале советской интеллигенции «Иностранная литература», и выходили отдельными изданиями. Хотя он ненавидел тиранов и диктаторов и, работая над романом «Осень патриарха», не только основывался на своих наблюдениях за Венесуэлой времен правления Переса, но и приезжал в СССР постсталинского периода.
Тираж книги «Тайные приключения Мигеля Литтина в Чили», вышедшей в 1986 году, был пущен под нож по личному приказу Аугусто Пиночета.
Одной из главных тем его творчества была гражданская война — величайшее из зол в истории человечества, которое так и не удалось искоренить. Эта тема, так или иначе, проявляется в его произведениях «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет», «Недобрый час».
Макондо — так называется город, в котором обитают персонажи нескольких романов писателя, в том числе в книге «Сто лет одиночества», отмеченной нобелевской премией.
Не так давно, в 2006 году, в родном городе Маркеса Аракатаке провели референдум о его переименовании в Макондо. И 90 процентов жителей высказались «за». Но городок так и остался Аракатакой, потому что общее число голосовавших было меньше, чем требует закон в таких случаях.
В 1982 году Маркес получил нобелевскую премию «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». А в 1985-м объявил, что прекращает писать. И действительно замолчал почти на 20 лет. А потом порадовал мир своей повестью «Воспоминания моих печальных шлюх», по которой был не так давно снят фильм.
«Будь спокоен, — писал Маркес. — Умереть гораздо труднее, чем кажется». И все же признавался, что старается избежать неприятных сюрпризов, предпочитая лестницы эскалаторам, и все, что угодно, — самолетам.
Сейчас, когда он ушел от нас, совсем иначе воспринимаешь его знаменитое «Предсмертное письмо», написанное им в 1989 году, когда врачи поставили ему страшный диагноз — рак легких (Маркес всю жизнь много курил):
«Если бы Господь Бог даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю;
я бы больше думал о том, что говорю.
Я бы ценил вещи не по их стоимости, а по их значимости.
Я бы спал меньше, мечтал больше, сознавая, что каждая минута с закрытыми глазами — это потеря шестидесяти секунд света.
Я бы ходил, когда другие от этого воздерживаются, я бы просыпался, когда другие спят, я бы слушал, когда другие говорят.
И как бы я наслаждался шоколадным мороженым!»
И еще: «Я узнал, что каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске.
Я понял, что когда новорожденный впервые сжимает отцовский палец в своем крошечном кулачке, он хватает его навсегда.
Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз, лишь когда он должен помочь ему встать на ноги...
Я так многому научился от вас, но, по правде говоря, от всего этого немного пользы, потому что, набив этим сундук, я ухожу».
Господь услышал его молитву и даровал ему 15 лет жизни.
А после того, как мир простится с Маркесом, как знать, может быть, Аракатака все же превратится в Макондо? Мы бы проголосовали!