Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 июля 2024

«Если бы расизмом отапливали дома, нам не нужно было бы платить за коммунальные услуги»

В петербургской галерее «Anna Nova» открыта выставка видеоарта Хаима Сокола «Амбивалентность»

Слово «амбивалентность» означает двойственное отношение человека к некоему объекту, вызывающему противоречивые чувства. На ровные галерейные стены, вполне возможно оштукатуренные такими же гастарбайтерами, проецируется видео: Хаим Сокол учит граждан Киргизии петь революционные песни, затем они старательно поют слова о свободе, читают тексты Малевича, присягая современному искусству, они стоят в простынях, имитирующих римские тоги, и молча смотрят на зрителя. На самом сильном видео гастарбайтеры копируют сцену знаменитого голливудского фильма «Спартак» — консул Красс требует выдать Спартака, и побежденные, разоруженные рабы один за другим встают и кричат: «Я Спартак!» Гастарбайтеры копируют Голливуд очень серьезно, с нездешним достоинством.

Мы вглядываемся в их лица, но меняет ли это нас?

Выставка «Амбивалентность» на первый взгляд работает с очень простыми смыслами. Однако некоторые специалисты считают, что амбивалентность присуща шизофреническому сознанию. Этот пласт смыслов менее очевиден, но после несложных рассуждений вполне понятен — российскую действительность независимо от времени и общественного строя принято описывать нелестными медицинскими терминами. Хаим Сокол тоже пытается поставить диагноз социуму: «Почему никто не занимается этой проблемой? Если бы расизмом отапливали дома, то нам не нужно было бы платить за коммунальные услуги». Художник говорит о том, что даже в интеллигентной среде к гастарбайтерам отношение варьируется от презрения до фашизма. При этом он признает, что его способ интеграции чужаков в современное искусство и в нашу жизнь несовершенен: «Это культурное насилие с моей стороны. Это — колониальный жест. Я разговаривал с ними на русском языке, я платил им за работу, у меня был посредник».

Видимо, одна из причин противоречивости метода художника в том, что непонятно, кому адресованы такие проекты. По крайней мере нужны ли эти смыслы тем, кто ходит на вернисажи? Одна дама артистической наружности, услышав о величине зарплаты гастарбайтеров (500 рублей в день), сказала: «А вы не хотите меня нанять?» Художник явно не знал, как корректно ответить на этот вопрос. Но вряд ли стоит обвинять его в несовершенстве творческого метода.

Пусть жест Хаима Сокола и «колониален» — это хотя бы попытка диалога

 

Один из организаторов выставки — куратор галереи Мария Туркина поначалу стала цитировать переполненный эстетскими смыслами текст куратора проекта Александра Евангели. Но на простой вопрос, как ее саму изменил этот проект, она ответила просто: «Никак не изменил. Я живу в центре Петербурга, и у меня соседи такие. Мы не знаем их правил игры, а они не знают наши правила».

Действительно, вдруг оказалось, что простые смыслы «свой» и «чужой» становятся очень сложными, обрастают многочисленными культурными кодами, совладать с которыми становится все труднее. Было как-то странно тусоваться на фоне гастарбайтеров в оранжевых жилетках дорожных рабочих. Но и излишне сопереживать им тоже было неуместно — мы живем рядом с ними, и чем этот день отличается от других, чем видео на стене галереи отличается от привычной уличной картинки? Одним словом, амбивалентность.

 

Александр ЛАТКИН
Фото Хаима СОКОЛА
↑ Наверх