Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Если кукла вышла хорошо…

В Музее кукол до 22 февраля открыта выставка «Тайны старых кукол»

В кукольных тайнах нет никакой мистики, они подвластны земному человеку — реставратору Светлане Моисеевой. Она возрождает их к жизни много лет: практически все старинные куклы в экспозиции музея прошли через ее руки.

«Если бы мне не нравилось реставрировать кукол, я бы этим не занималась, потому что это очень сложно, — говорит Светлана Александровна. — Процесс включает в себя реставрацию скульптуры, живописи, тканей и других материалов: голова обычно фарфоровая, при изготовлении туловища применяется папье-маше, дерево, текстиль. Куклы поступают в совершенно разрушенном состоянии, особенно русские. Русские куклы — раритет: события, которые произошли в нашей стране в ХХ веке, не способствовали их сохранности. Тем не менее, русские куклы есть, их периодически находят. На этой витрине, например, куклы, сделанные в Польше, в городе Калише, на фарфоровой фабрике «Шрайер и Фингергут». Этих кукол спокойно можно назвать русскими не только потому, что Польша тогда входила в состав Российской империи, — на фабрике делали только фарфоровые головы, отправляли в Россию, а сборка осуществлялась уже здесь. Вот эта кукла даже в оригинальной одежде. Иногда одежда более поздняя, сшитая хозяевами взамен обветшавшей. Если она в хорошем состоянии, я ее оставляю. Ну, а если одежда ветхая или не сохранилась, сама шью платья из старых тканей».

Куклы из Польши, фарфоровая фабрика «Шрайер и Фингергут».

Светлана Александровна показывает кукол, сделанных на фабрике «Дунаев» в Хоткове: для удешевления головки сделаны не из фарфора, а из терракоты. В России конечности делались из дерева на токарном станке: «Торсы и руки чуть более грубые, но они все равно замечательные, и мы гордимся, что они сохранились».

Светлана Моисеева — дизайнер, искусствовед, занималась реставрацией икон. Спрашиваю, глядя на деревянные детали: «Вы и на токарном станке умеете работать?» Смеется: «Нет, станка у меня нет, и работать на нем я не умею. Утраченные деревянные детали делаю из папье-маше, потом грунтую — тут как раз помогает знание иконописной техники».

Больше всего на выставке немецких кукол: в Германии тоже не обошлось без исторических катаклизмов, но в этой стране производство фарфоровых кукол началось в XVIII веке, и в ХХ веке их продолжали выпускать, поэтому сохранилось их довольно много. 

На вопрос, есть ли у нее куклы дома и дает ли она им имена, Светлана Александровна отвечает: «У меня вообще ни одной куклы дома нет. Имен я им не даю, называю их бедняжками — помните песню? Они меня, кажется, любят — после реставрации улыбаются, смотрят ангельскими глазками».

Самая старая кукла в экспозиции — паяц, начало XIX века. У куклы кожаное тело и цельная голова: позже, в середи не XIX века, головы начнут делать по лыми, а париковую часть срезать, что бы вставлять закрывающиеся глазки.

↑ Наверх