Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Если не течет, не светит и не греет

За такие услуги ЖКХ можно не платить

С июля тарифы на услуги ЖКХ  выросли, осенью в квитанциях появится новая строчка — «Плата за капремонт». Однако не стоит хвататься за сердце или за кошелек. Зная свои права, на услугах ЖКХ можно существенно сэкономить. 

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ к коммунальным услугам отнесены холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Все вышеперечисленные услуги должны соответствовать жестким стандартам. Если же они не соблюдаются, то за каждый час перерыва подачи электричества, воды и газа размер платежей должен уменьшаться, а в некоторых случаях платить не нужно вовсе. 

При свечах хорошо гадать в Сочельник, но жить хотелось бы при электрическом освещении.


Услуги и параметры

 

  •  Холодное водоснабжение должно быть бесперебойным и круглосуточным, вода должна соответствовать по составу и свойствам санитарным нормам и правилам. Давление в системе многоквартирных домов должно быть от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см). Это значит, что норма, если вода из крана течет мощной струей. Если же кран приходится выворачивать до упора, чтобы умыться, — нарушение.
  •  Горячая вода также должна поступать в наши квартиры круглосуточно и бесперебойно, соответствовать по своему составу и санпоказателям всем нормам. При этом давление для горячего водоснабжения в точке разбора должно быть от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см). А вот температура  ее должна быть не менее 60 °С для открытых и не менее 50 °С для закрытых систем централизованного теплоснаб­жения.
  •  Параметры канализации: коммунальщики обязаны обеспечить жильцам бесперебойное круглосуточное водоотведение вне зависимости от времени года. 
  •  Электроснабжение тоже должно быть бесперебойным. При этом в Жилищном кодексе указывается, что «напряжение и частоты должны соответствовать федеральным стандартам».
  •  Газ, поставляемый в дома, должен соответствовать федеральным стандартам и иным обязательным требованиям, а давление сетевого газа должно быть от 0,003 МПа до 0,005 МПа.
  •  Давление в системе отопления должно быть не более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см) для батарей с чугунными радиаторами, не более 1 МПа (10 кгс/кв. см) — с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами.
  •  Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже плюс 18 °С, а в холодных регионах, где температура падает ниже минус 31 °С, — не ниже плюс 20 °С. В ночное время суток, от 0.00 до 5.00, допустимо снижение температуры на 3 °С. Допустимое превышение температуры — не более 4 °С.

 

За что не нужно платить

Вода. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15%. Отключать воду могут на 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, на 4 часа единовременно, а при аварии — на 24 часа.

Если вода не соответствует санитарным нормам, платить за нее не нужно. При давлении, отличающемся от установленного на 25%, размер ежемесячной платы снижается на 0,1%; при давлении, отличающемся более чем на 25%, плата за воду не взимается.

За каждые 3 °С снижения температуры горячей воды свыше допустимых норм размер платы снижается на 0,1% за каждый час превышения допустимой продолжительности нарушения; при снижении температуры горячей воды ниже 40 °С оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора: в ночное время (с 23.00 до 6.00) не более чем на 5 °С; в дневное время (с 6.00 до 23.00) не более чем на 3 °С.

Канализация. За каждый час, превышающий допустимую продолжительность перерыва водоотведения, размер платы снижается на 0,15%. Допустимая продолжительность перерыва водоотведения составляет не более 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

Электричество. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения размер ежемесячной платы снижается на 0,15%. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения — 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа — при наличии одного источника питания.

Газ. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва газоснабжения размер платы снижается на 0,15%. Допустимая продолжительность перерыва газоснабжения не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца. Если газ или давление в системе  не соответствует федеральным стандартам, платить за газ не нужно.

Отопление. За каждый час, превышающий допустимую продолжительность перерыва отопления, размер ежемесячной платы снижается на 0,15%. Допустимая продолжительность перерыва отопления — не более 24 часов в течение одного месяца, не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной, не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °С до +12 °С и не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °С до +10 °С.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении от установленной нормы размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры; на 0,15% размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета) за каждый градус отклонения температуры.

Как вернуть деньги? 

Эксперты отмечают, что отношения между жильцами и управляющей компанией регламентируются законом о правах потребителей. А это значит, что здесь действует принцип: если услуга не оказывается, то платить за нее не нужно, если же она оказывается с нарушениями, то стоимость такой услуги подлежит соразмерному уменьшению. 

Естественно, для того чтобы доказать, что какие-то услуги оказаны некачественно, в первую очередь это нужно зафиксировать. Для этого нужно вызвать организацию, отвечающую за предоставление услуг, и потребовать составить акт.

Если представители управляющей компании не спешат или отказываются приезжать, необходимо вызвать представителей жилищной инспекции для составления акта. Кроме того, для составления акта можно пригласить и представителей общественных организаций, защищающих права потребителей.

После этого к компании, предоставляющей услуги, нужно в письменном виде предъявить требования о ликвидации нарушений и возмещении неустойки. Если в добровольном порядке коммунальщики этого сделать не захотят, жильцы имеют право искать справедливость в суде. Однако стоит напомнить, что до решения суда заплатить за некачественные услуги все же придется, чтобы управляющая компания за время разбирательств не насчитала пени за просрочку. 

Не бойтесь идти в суд

Кстати, случаи, когда петербуржцы отстаивают в суде свое право получать качественные услуги ЖКХ, в  последнее время не редкость. Однако можно с большой долей вероятности сказать, что тем, кто борется или планирует побороться за свои права с УК, придется запастись терпением, — коммунальщики так просто с деньгами не расстаются. Хотя закон — на стороне потребителей коммунальных услуг.

↑ Наверх