Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Если ребенок скрытый левша, что делать?

До 70% детей, имеющих сложности с письмом и грамотностью, — это скрытые левши

В советские времена левшей в повседневной жизни было и не встретить. Ибо тогда переучивали практически всех. Каждый ребенок просто обязан был быть правшой. Поэтому мы с удивлением смотрели заграничные фильмы, в которых герои строчили заметки левой рукой. Теперь подобные ограничения сняты, а само понятие «левшество» значительно расширилось. Об этом рассказывает Галина Михайловна СУМЧЕНКО, логопед высшей категории Городской медико-психолого-педагогической консультации, кандидат психологических наук, до недавнего времени доцент кафедры логопедии Педагогического университета имени Герцена.

— Классическая леворукость встречается у 5% населения. У левшей (так леворуких называют в народе) ведущая всегда левая рука. Они пишут, рисуют, чистят зубы, причесываются только левой рукой.
Гораздо больше случаев так называемого скрытого левшества. Это когда ребенок или взрослый какие-то отдельные манипуляции может делать левой рукой. Например, пишет правой рукой, а чернику в лесу собирает левой. Изредка бывает, что человек практически одинаково владеет и левой, и правой руками.
Главная проблема скрытого левшества в том, что такие дети зачастую получают проблемы с освоением русского языка, поскольку левшество физиологически связано с развитием речи. До 70% мальчиков и девочек, имеющих сложности с письмом и грамотностью, — это скрытые левши.

Назову основные проблемы, хотя у каждого отдельно взятого ребенка они могут проявляться в разной степени.
1. Долго сохраняется побуквенное чтение. Скрытые левши дольше других детей овладевают слитным чтением, есть отставание по темпу чтения. И совсем не потому, что есть проблемы с интеллектом или с ребенком плохо занимаются. Просто левшество тормозит определенные процессы.
2. Качество каллиграфии, то есть почерк, оставляет желать лучшего. Хороший почерк для таких детей — крайне трудная задача.
3. Очень характерно зеркальное письмо. Буквы могут писать в зеркальном отображении, подчеркивают слова справа налево (правши — слева направо), вертикальную черту проводят не сверху вниз, а снизу вверх. Причем в зеркальном написании могут быть не только отдельные буквы, но и слоги, слова, предложения, даже целые тексты. Кстати, гениальный классический левша Леонардо да Винчи писал свои дневники справа налево, якобы для конспирации. Но скорее всего ему так было привычнее.
4. Плохо запоминают заглавные и строчные буквы. Могут долго (вплоть до старших классов) писать свое имя, название города с маленькой буквы.
5. Слитное написание предлогов (например, «всаду цвела сирень» вместо «в саду цвела сирень») и, наоборот, приставку в слове могут воспринять как предлог.
6. Сложности в правописании безударных гласных (так как затруднен подбор однокоренных слов). Часто путают буквы «о» и «а», даже под ударением (например, вместо «мак» могут написать «мок»).
7. Замена букв по сходству написания (например  «б» и «д», «ш» и «щ»).
8. Снижение слухоречевой памяти (плохо запоминают стихи), пропуск слов во время диктанта, плохое запоминание дней недели, месяцев, алфавита и даже таблицы умножения.
9. Тяжело дается словообразование (например, детеныш коровы — коровенок, собаки — собачонок, хвост петуха — петушачий).
10.  Сложности с изменением слов (например, «братов» вместо «братьев», пять «пнев», а не «пней»). Трудности со склонениями, падежами, спряжениями.

Можно сказать, что в целом у таких детей ослаблено языковое чутье, ограничен лексический запас (даже в очень интеллигентных семьях).

К счастью, здесь нет ничего непоправимого. Но с таким ребенком придется заниматься дополнительно, чтобы он стал успешным и хорошо учился в школе. (Например, одна из пришедших ко мне девочек постоянно писала зеркальным письмом целые тексты. После года занятий это исправилось и девочка стала отличницей.) Важно не ругать ребенка, не считать его глупым, ленивым, а с помощью специалистов разобраться в ситуации и реально помочь. Ваш ребенок не виноват в том, что появился на свет скрытым левшой! И кстати, вероятность появления левшей увеличивается в семьях, в которых подобные случаи уже бывали. Так что внимательно присмотритесь к себе и к своим родственникам.

 

  • Если у вашего ребенка леворукость, скрытое левшество, если у него проблемы с освоением навыков чтения и письма, обязательно обращайтесь за помощью к специалистам — логопеду, невропатологу, психологу.
  • Можно обратиться в Городскую межведомственную медико-психолого-педагогическую консультацию, работающую под эгидой комитета по образованию. Адрес: Загородный пр., 19, к. 2, тел. 764-97-17 (после летнего перерыва консультация откроется 15 августа). Здесь принимают логопеды, дефектологи, педиатры, невропатологи, психологи различных профилей, сурдопедагог, лор-врач, офтальмолог и другие специалисты. Прием бесплатный. 
  • Если ваш ребенок левша, насильно переучивать его нельзя! Однако в дошкольном возрасте рекомендуется «мягкое переучивание». Нужно пробовать перекладывать ложку, карандаш в правую руку ребенка. Если же ребенок упорно перекладывает карандаш или ложку обратно в левую руку, если пользоваться правой рукой для него некомфортно и это замедляет движения, то оставьте все как есть. «Мягкое переучивание» рекомендуется потому, что, к сожалению, до сих пор все методики обучения грамоте построены на письме правой рукой. Праворукому будет просто легче учиться в школе.
  • Грубое, насильственное переучивание не проходит бесследно для психики ребенка (учтите, что при смене руки меняется и вся функциональная деятельность головного мозга). Оно может привести к заиканию, неврологическим проявлениям, нарушению сна, негативизму, поведенческим проблемам.

 

Татьяна Тюменева
↑ Наверх