Если все за честные выборы, то почему митингуем?
Организаторы оппозиционных шествий признают: 4 февраля стало для них черным днем календаря
В Москве в минувшую субботу, как, впрочем, и в ста других городах России, прошли митинги. Вышедшие на улицы разделились четко «по интересам» — те, кто не хотел «раскачивать лодку», предпочитая хаосу стабильность, вышли на Поклонную гору. А так называемая оппозиция в лице либералов, националистов, коммунистов, требовавших отмены результатов парламентских выборов, собралась на Болотной площади.
![](/photo/new/11506.jpg)
Скрывающиеся за масками «оппозиционеры» только путали пришедших пестротой лозунгов.
Тех, кому нужна великая Россия, оказалось гораздо больше тех, кому нужны великие потрясения (и добавим — политический пиар). Ведь акция на Поклонной горе вместо заявленных 15 тысяч собрала 138 тысяч человек и подавила своей массовостью митинг оппозиции, на который пришли, по данным правоохранительных органов, 32 тысячи, хотя организаторы утверждали, что там было не менее 80 тысяч участников. К тому же, в отличие от митинга на Болотной, где «заводилами» были отставные политики — Владимир Рыжков, Борис Немцов, кандидат в президенты Михаил Прохоров и главный «яблочник» Григорий Явлинский, на Поклонной в основном выступали мыслители, писатели, журналисты с главным тезисом: «Не дадим оранжевым силам развалить Россию!»
«Они хотят объявить власть незаконной, а всякая власть, кроме них, для них — незаконная. Если власть незаконная и выборы незаконные, значит, властью может объявить себя кто угодно и добиваться ее с помощью своих зарубежных хозяев. И поэтому мы здесь. Мы вышли и больше с этих улиц не уйдем. Нас больше», — заявил участвующий в антиоранжевой акции на Поклонной горе телеведущий Михаил Леонтьев, а писатель Александр Проханов со свойственной ему метафоричностью предупредил народ: «Оранжевый цвет на снегу, как известно, — след собачьей мочи, но он может легко превратиться в кровь».
И хотя оппозиция угрожает властям очередным митингом 26 февраля, многие эксперты говорят о том, что после субботних акций это уже не будет иметь какого-то значения. Да и сами организаторы с Болотной площади признают: 4 февраля стало для них черным днем календаря.
Комментарии
Социолог, старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко:
— Наблюдая нашу оппозицию еще с 90-х годов, могу сказать, что в итоге в этих структурах, какие бы они цели ни преследовали, у них начинается борьба за лидерство. Владимира Путина обвиняют в том, что он не дает движения новым лицам во власть, но ведь и другие лидеры, которые давно находятся наверху, тоже не пропускают новых людей. Оппозиция в основном представлена старыми фигурами. И то, что требуется обновление политического ландшафта, ясно абсолютно всем — и власти, и оппозиции. Но могу сказать, что рейтинг у Владимира Путина уже сейчас очень высокий, причем он растет, и он выше, чем рейтинг его команды. Есть такой парадокс: люди не верят в честные выборы, но голосуют за Путина, потому что лично ему доверяют. Поэтому если люди поверят, что вся процедура подсчета голосов будет честной, тогда все будет нормально.
Писатель, публицист Александр Проханов:
— Самое страшное может произойти после 4 марта, то есть после президентских выборов: «оранжисты» наращивают свои требования, наращивают давление на власть. Они начали с того, что требовали честных выборов, потом призывали не голосовать за Путина, затем — о «выносе» Путина из Кремля, а теперь уже говорят, что выборы 4 марта заведомо нелегитимны, их надо опротестовать и выводить людей на улицы. И может пролиться кровь. Это тактика всех оранжевых революций — и в Киргизии, и в Грузии, и в Советском Союзе в августе1991 года... Оппозиция сейчас готовит общественное мнение за рубежом, чтобы потом, если, не дай бог, прольется кровь, обрушить всю громаду мировой — американской, израильской и русской либеральной пропагандистской машины на Путина. Оранжевая революция началась — у нее есть симптомы, фазы. И власть должна немедленно реагировать.
Директор Института политических исследований Сергей Марков:
— 4 февраля был переломным днем — вся эта лига избирателей поняла, что они проигрывают. До этого дня оппозиция шла вперед, опираясь на протестные настроения, и ее светлым днем было 10 декабря. А 4 февраля стало для нее черным днем. Этот день продемонстрировал, что в Москве произошли перемены. людей, пришедших на митинг не столько за Путина, сколько против попыток оранжевого сценария в России, против возможного возвращения к 90-м годам, было намного больше, чем пришедших на митинг против Путина. В результате оппозиция получила сокрушающий удар, после которого стало очевидно: она потерпит поражение и Владимир Путин выиграет выборы в первом туре. Недовольная оппозиция, конечно, организует еще митинги, но уже никакого хаоса не будет. Есть и еще один политический результат: 4 февраля показало, что в России развито гражданское общество, что и те, кто поддерживает власть, и те, кто выступает против власти, и представители правоохранительных органов — все они проявили высокую степень гражданской ответственности, цивилизованности.
Подготовила Людмила КЛУШИНА, фото Натальи ЧАЙКИ