Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 24 декабря 2024

Если житель не разобрался, за что он платит, — виновата управляющая компания

Самое большое количество жалоб в Жилищную инспекцию поступает по квартплате

На нашу горячую линию «ЖилКомХоз» потоком идут жалобы на нарушения в жилищно-коммунальной сфере. Юристы БМГ и журналисты помогают людям разбираться в проблемных ситуациях, однако они, конечно же, не могут заменить надзорные и контролирующие организации, такие, например, как Жилищная инспекция, в чьи прямые обязанности входит проверять обращения горожан, находить виновных и обязывать их устранять недостатки.


Наш корреспондент встретилась с заместителем начальника Жилищной инспекции Владимиром Матюхиным и побеседовала с ним о самых наболевших проблемах, которые затрагивают сегодня в своих обращениях горожане.

Перетопы продолжаются

— Владимир Владиславович, начался отопительный сезон, сейчас актуальна тема теплоснабжения. Много ли жалоб на эту тему поступает в инспекцию?
— Мы ведем статистику с начала года. Так вот, с первого января поступило около 1800 обращений по проблемам теплоснабжения и горячего водоснабжения — это порядка семи процентов от общего количества жалоб. Самый распространенный вопрос на сегодня — перетопы. В этом году осень и начало зимы теплые, морозов еще не было, а батареи в некоторых домах греют на полную мощность. То есть превышены параметры теплоносителей, и как следствие — увеличивается квартплата. Люди спасаются от перегрева тем, что открывают форточки, и фактически энергия, которая должна тратиться на обогрев жилых помещений, уходит на обогрев улицы. Как правило, жалобы на перетопы поступают из зданий, которые находятся близко к источникам теплоснабжения, то есть к котельным. Основная причина — отсутствие мероприятий по регулированию системы теплоснабжения в конкретном жилом здании. Это вызвано тем, что в ряде домов у нас, к сожалению, до сих пор стоит устаревшее оборудование, которое не имеет автоматической системы регулирования. Для решения этого вопроса необходимо провести инвентаризацию технологического оборудования и в зависимости от температуры воздуха производить регулировку. Это — обязанность управляющих компаний. И естественно, необходимо заменять теплоцентры на современные центры с системой автоматического регулирования.

— Если сейчас регулировка не производится, кого и как наказывают?
— Перетоп надо зафиксировать, как всякое нарушение. Если в наш адрес поступает такая жалоба, то она сначала у нас регистрируется, а потом поступает в соответствующий отдел контроля (каждый отдел контроля ведает двумя районами Петербурга) для проверки фактов. В обязательном порядке инспектор выезжает на адрес и проверяет указанные в обращении факты, по результатам составляется акт проверки. Если выявлены нарушения, то составляется протокол об административном правонарушении, соответственно, нарушитель привлекается к административной ответственности и ему выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Мы контролируем, как выполняется предписание инспекции, если оно не исполнено, то составляется протокол и материалы направляются на рассмотрение мировому судье. К середине ноября за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (теплоснабжение и горячее водоснабжение) нами составлено 40 протоколов по статье 7.23 КоАП РФ, сумма штрафов составила 274 тысячи рублей. По статье 7.22 КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений» составлено 1920 протоколов, и сумма штрафов превысила 43 миллиона рулей. В эту статью также входят перетопы с точки зрения содержания теплоцентра, нарушения его технической эксплуатации.

— Какие районы больше всего отличились в смысле перетопов?
— Наибольшее количество жалоб поступает из Выборгского и Невского районов. Это можно объяснить тем, что в этих районах много новостроек. Если в центральных районах дома небольшие — 20 — 40 квартир, — то в новой части Выборгского района и на правом берегу Невского дома, в которых по 400 — 500 и больше квартир. Соответственно, если в каком-то доме происходит перетоп, то там и обращений будет больше. То есть к данной статистике нужно подходить аккуратно.

— Все ли жалобы подтверждаются?
— Сначала люди жалуются на перетоп. А потом на то, что непомерно выросла квартплата... Учитывая, что теперь мы платим за фактически потребленные энергоносители, в этом году количество жалоб на неправильное начисление квартплаты значительно выросло по сравнению с прошлым.

Однако количество жалоб не всегда свидетельствует о том, что услуга или какое-то действие осуществляется незаконно. Жалобы могут свидетельствовать о том, что житель недопонимает, за что и каким образом платит. В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса мы платим одну часть квартплаты за коммунальные услуги, вторую часть — за содержание и обслуживание жилых помещений многоквартирного дома. По второй части плата остается неизменной с 2009 года. Несмотря на то что происходит удорожание услуг, расходных материалов. С 2009 года прошло достаточно много времени, затраты управляющих компаний растут, и они вынуждены либо поднимать зарплату квалифицированным работникам, но на это нет денег, или нанимать неквалифицированных или недостаточно квалифицированных, которые не могут качественно выполнять свои функции. Соответственно, снижается качество обслуживания населения — отсюда жалобы. Фактически мы получаем то, за что платим. А платим мы меньше, чем должны платить. Многие жители считают, что рост квартплаты связан с неправомерными действиями управляющих организаций при начислении за коммунальные услуги, то есть фактически все жалуются именно на свою УК, но нужно помнить, что она является всего-навсего держателем договора между жителями и организацией, которая поставляет коммунальные услуги, и денежные средства не поступают в УК, а автоматически перечисляются на счета поставщиков энергоресурсов.

— Но в большинстве случаев вы штрафуете именно управляющие компании...
— Около 15% от общего количества обращений, связанных с квартплатой, — это жалобы из многоквартирных домов, в которых не установлены общедомовые приборы учета. Либо показания приборов не применяются для расчета квартплаты. Вот это — вина УК.

Конкретный пример. В июле поступило обращение от жителей дома по бульвару Новаторов, 28. Мы провели проверку, и было установлено, что узел учета тепловой энергии по данному адресу был введен с 1 апреля, еще в отопительный период, тем не менее начисление проводилось по нормативам. Инспекция выдала предписание на устранение нарушений и выполнение перерасчета коммунальных услуг с апреля до окончания отопительного сезона. Перерасчет был произведен, и жители получили свои деньги обратно.

9% жалоб поступило на завышение оплаты, которое произошло из-за неправильного расчета площади мест общего пользования. 5% обращений вызваны техническими сбоями при работе с базой и математическими ошибками при передаче данных. То есть специалист УК поставил не в том месте запятую или написал другую цифру. Ошибки выявлялись, но корректировки вносились с опозданием на два месяца, так как корректировка шла через расчетный центр, и по технологии требовалось время. И наконец, 52% всех жалоб, связанных с квартплатой, вызваны тем, что жители не разобрались и не понимают, за что и как они платят. В данном случае можно сказать, что это тоже вина УК, так как они должны надлежащим образом информировать жителей о порядке начисления платы за коммунальные услуги. По результатам проверок жалоб по квартплате с начала года составлено 824 протокола, вынесено штрафных санкций в отношении УК на 28 миллионов рублей. Словом, недостатки в работе наших управляющих компаний есть.

— Откуда УК берут деньги на уплату штрафов?
— Из прибыли должны брать. А вот откуда берут на самом деле и как — законно или нет, — это вопрос к прокуратуре.

Фото предоставлено пресс-службой Жилищной инспекции
↑ Наверх