Есть ли жизнь за КАД?
Чтобы не брать во внимание интересы людей, целый поселок превращен в территориальную зону
Воздух, пропахший сероводородом с примесью чего-то кислого, утлые домишки, в некоторых из которых до сих пор нет газа (дорого!), а электричество работает с перебоями. Вдоль деревянных фасадов несется федеральная трасса. Нет переходов. Нет тротуаров. Вода — из колонок. Вызови «скорую» на инфаркт — опоздает. Пожарные выезжают на искру — дом успеет сгореть. И если милицию старожилы еще помнят, то полицию в глаза никто не видел. Что это? Деревня. Под названием Петербург. Корреспондент «ВП» побывал, наверное, в самом убогом райончике Северной столицы — в Новоселках.
500 лет назад это была старинная ижорская деревня, в XX веке — стала поселком. Который затем превратился… в улицу поселка Левашово, находящегося по соседству. Всего-то километрах в четырех. А сейчас и этот статус потерян. Теперь это просто территориальная зона поселка Левашово. Такие вот метаморфозы.
А начались они в 1972 году, когда в Выборгском районе Ленинграда было решено разбить такую нужную прирастающему хрущобами городу свалку...
Нет, давайте начнем с новейшей истории Левашова и Новоселок (будем называть их так, как называют местные жители).
Поначалу и этой таблички перед путепроводом не было. Фото: Натальи ЧАЙКИ
«Аллегро» снес путепровод
Итак, 4 декабря 2010 года закрылся путепровод через железную дорогу на Горском шоссе. Без объявлений, без обсуждений, без сроков и вообще какой-либо информации о причинах. Просто — шлагбаум. Как рассказала корреспонденту «ВП» жительница Левашова Марина, утром в этот день въезд на мост был перекрыт забором и табличкой с вариантами объезда. А потом путепровод снесли вообще. В результате чего около пяти тысяч левашовцев и новоселковцев оказались отрезаны от цивилизации. Ведь дорога из этих поселков до Петербурга теперь занимает, в зависимости от пробок, от полутора часов!
А по словам Марины, были случаи, когда она добиралась из города до дома 8 часов. Какие уж тут «скорые помощи», пожарные и полиция, которые всегда находились там — за путепроводом.
Кстати, долго гадать, почему закрыли мост, не пришлось, — 12 декабря мимо проехал первый «Аллегро». Финны побеспокоились, они настояли на сносе моста. И были правы, ведь путепровод находился в аварийном состоянии. Власти об этом знали. Но есть ли жизнь за КАД, нет ли жизни за КАД — неизвестно, поэтому ничего не предпринимали, кроме объявления разного рода запретов. На всякий случай.
Еще лет 7 лет назад ГИБДД неожиданно запретила ездить по путепроводу автобусам большой вместимости. После чего местных начали возить в город и обратно в китайских живопырках и разваливающихся «газелях». При этом тяжелые самосвалы продолжали возить мусор из города на свалку, игнорируя тоннажные лимиты. Как же, ведь плечо на 19 километров увеличивается!
Местные жители писали письма в городскую администрацию с требованием либо вернуть автобусы, либо убрать самосвалы, либо реконструировать ветхий мост. Но все было без толку. Только вмешательство финской стороны сдвинуло дело с мертвой точки. Правда, не во благо жителей, а во благо пассажиров. Упади мост на «Аллегро»... Даже представить страшно. В общем, левашовцы — те, у кого нет машин, — уже больше полугода перебираются через пути, а новоселковцы или едут с пересадками на маршрутках до железной дороги и платят вдвойне, или выбирают социальный автобус, на котором надо долго трястись объездными путями.
Новый путепровод все-таки постепенно наводят. Не столько для людей, сколько для вывоза бытовых отходов все на ту же свалку.
Дорога к дому
Итак, свалка. Как мы уже сказали, она начала действовать в 1972 году. Причем проект предполагал нагружать свалку строительными отходами (из-за заболоченности района и нулевого уровня грунтовых вод) в течение пяти лет. Но прошло почти сорок. А на свалку по-прежнему ежедневно курсируют самосвалы с бытовыми и промышленными отходами. Лет десять назад токсикологи назвали эту ситуацию ползучей химической катастрофой. Еще через два года свалку пытались рекультивировать. После чего у полигона всего лишь сменился генеральный директор, а отходы как возили, так и продолжают возить. Бытовые, строительные да еще компост, который делают на заводе по механизированной переработке бытовых отходов на Волхонском шоссе...
Всего в Петербурге, по данным комитета по благоустройству, производится порядка 8 миллионов кубометров твердых бытовых отходов. И добрая часть из них размещается на полигоне под Новоселками. Свалка превысила все критические мощности для данного типа местности по высоте и по площади. Это на самом деле катастрофа. Но местные жители к ней уже привыкли: к тому, что все вокруг — грунтовые воды, почва, а соответственно и то, что выращивается новоселковцами, и все, что идет к ним в пищу, — заражено диоксинами, полихлорированными бифенилами, тяжелыми металлами.
Эти вещества не имеют ни вкуса, ни запаха, последствия же от них, как говорят врачи, скажутся через поколения. А люди возмущаются лишь тем, что дорога на свалку идет мимо их домов. Это опять последствия проекта 1972 года: потеря поселком статуса отдельного населенного пункта и превращение его в улицу, в «зону»... Это позволило не строить объездную дорогу, а пускать машины прямо через поселок по Горскому шоссе.
Этому забору повезло — в отличие от других его передвигать не пришлось. Фото: Натальи ЧАЙКИ
А недавно трасса показалась дорожникам тесной. И ее решили расширить. Причем в рамках улицы ее расширять нельзя, поскольку она и так тянется впритык к заборам. Поэтому Новоселкам опять изменили статус. Теперь это — территориальная зона поселка Левашово. А чтобы не обсуждать с жителями этот вопрос, проект реконструкции дороги назвали проектом капитального ремонта. Интересно, ремонт — это когда жителей поставили перед фактом, что их заборы придется подвинуть? Это когда ради этих метров были срублены реликтовые березы, украшавшие въезд в поселок? Это когда опоры электропередачи переставляются? Когда смещается траншея с кабелями?
А теперь вообще все встало. Строители все разворотили и уехали. Говорят, деньги кончились и до следующего года их не будет. Тогда и с путепроводом спешить не надо. А Левашово и Новоселки пусть остаются гетто, резервациями.
В заключение
А в последнее время местных жителей как Левашова, так и Новоселок одолела новая напасть. Мы о ней уже сообщали — муниципальные власти закрыли общие контейнерные площадки для сбора мусора и потребовали, чтобы жители покупали мешки и сами три раза в неделю встречали и провожали мусоровозы. И это при том, что до свалки от Новоселок — несколько сотен метров и этот мусор к местным жителям возвращается по грунтовым водам.
По-хорошему, с них вообще не надо брать деньги за вывоз отходов. Ан нет! Чиновники ссылаются на закон. Понятно, у нас же все по закону. И снос путепровода без предупреждения — по закону. И свалка, проработавшая на 35 лет дольше запланированного срока, — по закону. И дорога, упирающаяся обочинами в фасады домов, — по закону…
Михаил ТЕЛЕХОВМетки: Соцзащита Вектор власти Про Петербург
Важно: Правила перепоста материалов