Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Есть вещи пострашнее конца света

Массовое сознание и его плоды беспокоят ученых больше, чем обещанный апокалипсис

Популярные страшилки о конце света продолжают курсировать, а ученые не устают их опровергать. Так будет ли конец света? Почему его назначают то на одну, то на другую дату? Что хотели сказать нам майя своим загадочным календарем? Мы еще раз спросили об этом у знающего человека. С писателем Игорем ШУМЕЙКО беседует наш обозреватель Елена ЕЛАГИНА. 

 


Все календари когда-нибудь заканчиваются
— Игорь Николаевич, ваша только что вышедшая книга называется «Апокалипсис в мировой истории. Календарь майя и судьба России». Какова же зависимость судьбы России от календаря майя? И существует ли она?
— Связь, увы, существует, хотя и протянута она через воспаленное сознание части нашего общества, живущей от сенсации до сенсации. И уж если несколько наших сограждан покончили с собой из-за страха конца света, то, значит, надо признать: «зависимость-2012» существует, хотя и немного постыдная.

— Постыдная?
— Когда и церковь, и наша наука (настоящая!) с замечательным единодушием утверждают, что в их «досье» на это ужасное 21 декабря 2012 года нет ничего катастрофического, а нас все равно опять пугают, и при этом часть СМИ и сограждан на это ведется, — это, конечно, стыдновато.
— Но почему календарь майя обрывается именно на 21.12.2012?
— Ровно потому, что на последнем листке вашего ежедневника значится 31.12.2012. Любой материальный носитель конечен, и знаменитый диск календаря майя тоже. Даже в компьютерах, оперирующих  миллиардами нулей и единиц, календари  обрываются. Помните знаменитую и уже пережитую нами «проблему 2000 года»? Что уж говорить о пергаментах, кусках кожи и прочих материальных носителях? Ограниченность их размеров в свое время привела — в современных терминах — к «проблеме 1492 года».

— Который был 7000-м по тогдашнему исчислению — «от сотворения мира»…
— Верно. Церковь вела тогда единственный календарь, рассчитывая пасхалии. И когда-то в Византии провели  эту гигантскую работу на будущее, рассчитали их вперед на многие поколения. Но и в самой великой работе надо ставить точку. 7000 год показался достойной вехой — тут заложена седмица, ветхозаветные 6 дней творения плюс день отдыха.

— Но у майя иная кратность…
— В основе комбинации, толкающей нас в зловещую дату 21 декабря 2012 года, лежат системы счета майя: «цолкин», или «тоналаматль», с основанием 20 и 13. 20 —  это предел самого первого калькулятора, сумма пальцев рук и ног. А 13 — это «майянская неделя». Желание как-то соразмерить, масштабировать человека и Бога вело от осязаемого человеческого цикла, недели, через замену человеческого дня на… год, на 400, 1000 лет к Божественному Году, вселенским эпохам. И у майя 13 богов правят по 400 дней (лет), потом придет бог Болон Окте и Пятое Солнце закончится.

— А русские представления об апокалипсисе? Были времена, когда даже хлеб переставали сеять, ожидая конца света…
— Именно в наших краях стоит настоящий памятник «русскому апокалипсису», только об этом мало задумываются. Конец света ожидался в 1492 году. Именно  в тот год совершенно бешеными темпами, с весны по зиму, по приказу Ивана Третьего напротив Ливонской твердыни Нарвы возвели крепость Ивангород. Да, осенью 1491 года, ожидая конца света, хлеб не то чтобы совсем перестали сеять, но, выражаясь терминами госотчетности, резко сократили запашку. Ведь ту самую роковую пасхалию распространяли по городам и весям, переписывали. И по многим копиям пошла гулять приписка на полях: «Сие лето на конце явися, в оньже чаем всемирное торжество пришествие Твое».

Я уже упоминал о согласии церкви с наукой насчет «проблемы 2012 года», имея в виду никакими «приписками на полях» не отменимое: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Евангелие от Матфея: 24, 36). Может, тот пергаментный писец походил на нынешнего интернет-скитальца, кликающего на заголовки-страшилки… Но самое замечательное в другом — в Ивангороде, построенном людьми, ждавшими, возможно, конца света. А что вышло? Твердыня, важнейший стратегический пункт России. Здесь начинались Ливонская и Северная войны. Перефразируя Рональда Рейгана: «Есть вещи пострашнее конца света».


Пустите слух, что банк рухнул, — и он рухнет
— И все-таки есть понятие «самосбывающиеся прогнозы». Каково, на ваш взгляд, их влияние на реальность?
— Простейший пример: предскажет некто, что банк «Х» скоро рухнет, вкладчики  побегут снимать деньги — и банк действительно может рухнуть. Предсказали осенью 1491 года апокалипсис, посевы хлеба существенно сократились — и вот вам уже на пороге один из четырех Всадников апокалипсиса, Всадник на коне черном (аллегория Голода)! По образованию я — прикладной математик, и, думаю, здесь уместно привести пару определений (не пугайтесь!): 1) — «Система с положительной обратной связью», неустойчивая, в которой внешний импульс вызывает действие того же направления; 2) — «Система с отрицательной обратной связью», действие вызывается, противоположное внешнему толчку, стремящееся не усилить, а, наоборот, скомпенсировать его. Так что в системе страны — слухи слухами, угрозы угрозами, но главное: какого рода система.

— Судя по вашей книге, мы не последний Новый год встретили?
—  Думаю, больше, чем мое «нет», вас успокоит мнение моих собеседников. В книге я использую многолетние накопления: беседы с людьми, действительно крупнейшими специалистами в своих сферах, тех самых сферах, откуда идут угрозы, заполнившие ныне Интернет. Многолетний вице-президент РАН, академик Георгий Сергеевич Голицын. Один из 12 экспертов ООН — известную резолюцию ООН об угрозе «ядерной зимы» принимали по его расчетам. Он же ведущий специалист по глобальному потеплению. Его запрашивал наш президент, подписывать ли России Киотский протокол. Еще — замдиректора Института океанологии РАН академик Леопольд Лобковский, предсказавший Суматранские цунами и афтершоки, сейчас он возглавляет работу по научному обоснованию российских арктических претензий. Да, кстати, эта арктическая работа рассчитана на долгие годы, и то, что ею занялся один из ведущих специалистов, можно считать косвенным свидетельством: не последний Новый год встретили.


Небудущего времени не бывает
— Значит, у ученых оптимистичные прогнозы?

— Если смотреть исторически, эталоном предугадывателя я бы назвал князя Владимира Михайловича Голицына. Лучший градоначальник в истории Москвы, создавший современную инфраструктуру, буквально «втащивший» Первопрестольную в ХХ век. После революции хлебнул лиха, но дожил до 86 лет и в 1932 году написал «Предсказание судьбы СССР», сбывшееся с потрясающей точностью. Его праправнуки, упоминавшийся уже геофизик Георгий Голицын и геолог, академик Михаил Голицын, передали мне эту реликвию. Имел честь первым опубликовать в книге «Голицыны и вся Россия» (2008), использую ее и в нынешней.

Возможно, все вышесказанное представило меня эдаким безудержным оптимистом, но как раз голицынское «Предсказание…» и подводит нас к другим сферам и другой тональности разговора. Разверзающаяся земная кора, планета Нибиру, астероид Апофис, перемагничивающееся магнитное поле,  замирающий Гольфстрим… Разобрав (с привлечением сверхквалифицированных экспертов) эти популярные «страшилки», я перехожу к тому, что меня волнует гораздо более: массовое сознание, «глобальное опопсовение», прочность социальной ткани. И через главу «Мировые катастрофы — мировые заговоры» я перехожу к «Гонке потребления» и «Апокалипсису персонально для СССР», который мне (во времена Олимпиады 1980 года я работал во Внешторге) довелось наблюдать. Но это тема для совсем другого разговора.

И напоследок еще одно соображение. Положитесь на сам русскоязычный корень: «Будущее время» — то, что БУДЕТ. Нет у нас НЕбудущего времени.

↑ Наверх