Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

«Эта война уже не шутка, если женщина не знает, как надеть модную шляпку!»

Ретт Баттлер из фильма «Унесенные ветром» сказал это в сердцах, когда увидел, что Скарлетт О,Хара напялила подаренную им модную шляпку задом наперед. В США шла война между Севером и Югом, и было как-то не до моды. Выставка, которая открылась 22 февраля, называется «Мода по обе стороны фронта. 1939 — 1945»

Корреспондент «ВП» встретилась с Мэган Виртанен накануне открытия выставки, чтобы расспросить ее, почему даже одна из самых страшных войн в истории человечества не смогла прервать логику развития моды и почему стремление к красоте у человека порой оказывается сильнее страха смерти.

Модели сезона, осень 1942 года, СССР

В ход пошли фетр, солома и даже фанера

— На выставке вы показываете журналы мод времен Второй мировой войны. В том числе журналы, выходившие в СССР. Какие это журналы и как удавалось их издавать?
— В СССР — «Модели сезона» и «Женщина летом». «Модели сезона» издавались официально издательством Гизлегпром до 1943 года включительно. Вновь официальная модная пресса в СССР появится весной 1945 года, когда начнет выходить «Журнал мод».

Другие страны представлены двумя десятками разных наименований, в США, Великобритании и Италии модные журналы издавались на протяжении всей войны без перерывов, во Франции и Германии их выпуск был прекращен в 1943 году и возобновился в 1944-м и 1945-м соответственно.

— Париж был оккупирован, и многие кутюрье закрыли свои дома мод. Но кто же диктовал моду?
— На самом деле закрылась лишь часть домов мод, многие продолжали работать, тем более что президент Синдиката высокой моды Люсьен Лелонг приложил титанические усилия, чтобы сохранить парижскую высокую моду. Некоторые модельеры, закрывшие свои парижские дома и эмигрировавшие из Франции в США, например Мэйнбокер и Скьяпарелли, продолжили работать в эмиграции. Кроме того, американские дизайнеры в отсутствие парижских коллекций наконец-то приобрели собственное имя и создали понятие американской моды, значимой для мира.

— Расскажите, пожалуйста, о тенденциях моды военного времени.
— Для военного периода характерны два основных силуэта — один прямой, без акцента на фигуре, второй — сильно приталенный. Оба силуэта — с расширенным плечом, это одна из наиболее заметных тенденций военной моды. Также характерно распространение женских брюк в качестве элемента рабочей и повседневной одежды. Двухцветные вещи, вещи со вставками из контрастных материалов — характерный признак военной моды, когда часто приходилось шить одно новое платье из двух старых. Аксессуары поражали разнообразием — в условиях отсутствия кожи приходилось изготавливать их из любых доступных материалов — в ход пошли и фетр, и соломка, и пластик, и даже фанера. Обувь на плетеных и деревянных подошвах-танкетках — тоже признак военной моды. Головные уборы поражают экстравагантностью, но в то же самое время моден и практичный вариант головного убора из платка, завязанного тюрбаном.

— Почему, на ваш взгляд, прически военных лет были столь сложными?
— В условиях, когда новая одежда часто недоступна, а старую приходится перешивать и чинить, когда новая обувь или сумка — проблема, для обновления образа и отвлечения внимания от изношенных предметов гардероба нужно находить какой-то легкодоступный выход — например, изощренную прическу или экстравагантную шляпку. Сложная прическа — это простейший способ украсить себя в условиях военного дефицита.

Обложка брошюры по перешиванию мужского костюма в женский, Британия, 1942

Французские модельеры разработали костюмы для бомбоубежищ 

— Каким был макияж? Диктовал тенденции моды в макияже Дом Элизабет Арден или были и другие фирмы, работавшие в то время?
— Число косметических фирм того периода измеряется сотнями, не стоит переоценивать роль Арден. Елена Рубинштейн, фирма «Ревлон», основанная Чарлзом Ревсоном, «Буржуа», «Мэйбеллин», «Макс Фактор» и многие другие, значимые и по сей день, оказывали столь же большое влияние.

Наиболее характерные черты — четкие брови, достаточно широкие по сравнению с предыдущим периодом, яркая помада (в основном красная — красный пигмент был дешевле всего), сдержанные оттенки теней (серые или светло-коричневые), густо накрашенные ресницы, светлая пудра. В целом макияж тяготел к естественности, за исключением ярких губ.

— Когда-то, изучая российские журналы мод времен Первой мировой войны, я прочитала призыв к женщинам отказаться от моды. Но рядом была опубликована статья, автор которой писал, что как раз не следует этого делать, потому что женщины должны вдохновлять мужчин на победу. Действовать как Скарлетт О'Хара, сшившая нарядное платье из бархатной занавески?
— Да, и не только нарядное платье из занавески, но и теплое пальто из старого одеяла, как поступали британки. И сумку из фанеры, как делали в оккупированном Париже. И туфли на плетеных подошвах или резных деревянных. И платье из лоскутков. И брошь из сломавшейся молнии. 

— Что за костюмы для бомбоубежищ разработали французские модельеры?
— Удобные комбинезоны на молнии, с капюшонами и большими карманами — такие комбинезоны можно было быстро надеть и застегнуть в случае воздушной тревоги, в карманах хватало места для ценностей и документов, а теплый материал позволял не замерзнуть в бомбоубежище, если приходилось провести там ночь.

— Как влияла и влияет мода 40-х годов на современных модельеров?
— Очень многое из того, что сейчас стало привычным, устоялось как модный феномен именно в военное время. Женские брюки, капюшоны, вещи на застежках-молниях, концепция комбинируемых между собой предметов гардероба (юбка-брюки-жакет-блузка вместо платья как основного предмета) — все это появилось еще до войны, но именно в период войны вошло в норму и стало широко используемым.

Между двумя праздниками — 23 февраля и 8 Марта — в Библиотеке им. Маяковского (Невский проспект, 20) можно полистать журналы мод военных лет из частного собрания петербургского историка моды Мэган Виртанен.

— В рамках выставки состоится лекция по истории моды военного времени, а также мероприятие-реконструкция «Показ мод 1945 года».

— Также библиотека предоставит желающим возможность увидеть кинофильмы 1939 — 1945 годов на специально организованных просмотрах.

— Вход на выставку и все мероприятия свободный!

↑ Наверх