Газета выходит с октября 1917 года Saturday 11 января 2025

Эти комнаты помнят Екатерину Великую

Уникальные интерьеры сохранили подлинную отделку

В канун новогодних каникул в Царском Селе отпраздновали завершение реставрации Агатовых комнат павильона «Холодная баня», который так любила императрица Екатерина Вторая.

Реставраторы Царского Села на погоду не жаловались. Ведь именно благодаря нескольким выдавшимся в Петербурге «сиротским» теплым зимам они смогли завершить работы по восстановлению Агатовых комнат в срок.

«Холодная баня» не случайно так называется. Она задумывалась Чарлзом Камероном как летний павильон, который шотландский архитектор построил по образцу терм древнеримского императора Константина.

Любые работы ограничены здесь, как говорят реставраторы, климатическими возможностями. В помещениях возможен только легкий подогрев, от 13 до 18 градусов.

На первом этаже располагались помещения для мытья, на втором — Агатовые комнаты, где императрица отдыхала после бани, а порой и занималась государственными делами, подписывала документы.

У нашего фотокорреспондента голова закружилась от восторга!.

Реставратор Наталья Фомичева, рассказывая об Агатовых комнатах, назвала эти интерьеры редчайшими, уникальными даже в мировых масштабах. Ведь Агатовые комнаты — единственные апартаменты Екатерины Великой в Царском Селе, сохранившие подлинную отделку даже в годы войны.

«Во времена оккупации у немцев здесь были какие-то увеселительные заведения, и все, что можно было достать руками, все было сорвано и уничтожено», — рассказал журналистам директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов. Однако отделка помещения осталась нетронутой, что и позволило специалистам восстановить все в первозданном виде.

Всех, кто приехал на торжественное открытие Агатовых комнат и Библиотеки, попросили надеть бахилы. Неужели обязательно заставлять посетителей надевать тапочки, поинтересовался ваш корреспондент, сославшись на пример Эрмитажа, директор которого Михаил Пиотровский избавил гостей музея от необходимости натягивать на свою элегантную модную обувь уродливые бахилы. Он не раз говорил, что лучше реставрировать периодически паркет, чем проявлять неуважение к гостям музея.

Однако Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», возразила: «Подлинных паркетов XVIII века в Петербурге почти не сохранилось. Да-да, не удивляйтесь — разве что в Китайском дворце в Ораниенбауме и у нас! Остальные все уже «зареставрированы». Мы же руководствовались принципом консервации». Наборный паркет более чем из десятка ценных пород дерева никогда не циклевался, а лишь очищался. В результате, с гордостью подчеркнула Ольга Таратынова, «мы ходим сейчас по тому же самому паркету, по которому ступала нога императрицы Екатерины Великой».

Но больше всего потрясают в Агатовых комнатах стены, облицованные уральскими самоцветами. «Где слог найду, чтоб описать прогулку, шабли во льду, поджаренную булку и вишен спелых сладостный агат», — звучали в голове строки из любимого стихотворения Михаила Кузмина «Прогулка».

«Это не агат», — словно подслушав мои мысли, сказал реставратор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов. Да-да, всем бывавшим в Царском Селе известно, что Агатовые комнаты на самом деле облицованы яшмой. Но поскольку яшма эта особого, темно-красного оттенка, то ее в XVIII веке называли мясным агатом. Хотя, на мой взгляд, оттенок больше напоминает перезревшие, «пьяные» вишни.

Облицовку стен делали вручную — русские крепостные мастера. Работа была кропотливая, требующая постоянного внимания. Реставраторы из Царскосельской янтарной мастерской прочувствовали всю сложность отделки стен яшмой на себе. Это ювелирная, филигранная работа, получившая некогда название «русская мозаика».

По этому наборному паркету из десятков ценных пород дерева ступала сама Екатерина II.

Вполне возможно, что императрица выбрала именно яшму не случайно. Ведь с древности этому камню приписывались поистине волшебные свойства. Например, считалось, что она оберегает жилище от любопытных и недобрых глаз. Еще десять лет назад, при прежнем директоре музея знаменитом Иване Саутове, была закуплена яшма — из тех же уральских месторождений.

Поначалу среди самоцветов подбирали нужные по оттенку (а яшма — разная, от темно-красного до светло-зеленого). Затем придавали пластинам нужные форму и размер (для каждого фрагмента мозаики создавался чертеж). Яшма — очень твердый камень, недаром ее называют вечной, но все же уступает алмазу. Сегодня работа двигалась быстрее именно из-за использования алмазных лезвий, в XVIII веке яшму пилили с помощью металлических инструментов. Далее — шлифование, выравнивание, полировка, наведение зеркального блеска. Результат впечатляет. Специалисты говорят, что интерьеров, сравнимых с Агатовыми комнатами, где в таком грандиозном масштабе были бы использованы самоцветы, не сыскать нигде в мире.

Сравнить, пожалуй, можно только с Янтарной комнатой, но по воле судеб мы видим сегодня лишь ее искусную реконструкцию, тогда как Агатовые комнаты пленяют подлинностью, донося до нас аромат золотого века Екатерины Великой.

Справка «ВП»
Это единственный в мире павильон, в отделке которого использовались в таких объемах полудрагоценные камни. На эти комнаты было израсходовано 25 тонн различных видов уральской яшмы — уразовская, темная и светло-зеленая калканская, ревневская, сургучная, кошкульдинская. Тем не менее комнаты получили название «Агатовые».
Как пояснила Кудрявцева, в XVIII веке уральскую яшму назвали мясным агатом из-за необычного цвета. Отметим, павильон «Холодная баня» был построен в 1780 — 1787 годах по проекту Чарлза Камерона. Он находится в центре ансамбля «Царскосельские термы», в который также входят Камеронова галерея, Висячие сады и Пандус.
В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты не пощадили яшмовую облицовку, искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были уничтожены бронзовые орнаменты; бесследно исчезли мраморная скульптура, шесть яшмовых ваз, девять бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового кабинета, бронзовые барельефы-медальоны с тумб торшеров Большого зала. Несмотря на это, отделка Агатовых комнат в основном сохранилась с XVIII века.

Общая стоимость проекта — 270 млн. рублей.
Два из семи интерьеров Агатовых комнат были отреставрированы за восемь месяцев. Остальные шедевры будут доступны для посетителей к 2013 году.

Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх